Характеристики героев
91
Не нравится 0 Нравится

Парсифаль



ПАРСИФАЛЬ (фр. Parcifal, нем. Parzifal) —

1) герой стихотворного рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (1198-1210). В истории П. использованы сюжеты из артуровских легенд о рыцарях Круглого стола и незаконченное сочинение французского трубадура XI»Шв. Кретьена де Труа. П. — сын Гамурета и Херцелойде — никогда не видел своего отца, погибшего в рыцарских странствиях на Востоке. Мать, боясь, что П. пойдет по стопам отца, всячески стремится оградить его от знакомства с рыцарями, она воспитывает его в уединении в отдаленной лесной местности. Но судьба сулит П. иное — он встречает в лесу рыцарей короля Артура и решает стать одним из них. П. прибывает ко двору короля Артура, сражается с Красным рыцарем, побеждает его, а потом находит воспитателя в старом Гурнеманце: юноша должен постичь не только рыцарские, но и истинно христианские добродетели. Ситуация учителя — ученика дала основание считать роман фон Эшенбаха предтечей «романа воспитания» XVIII века. Стремясь подтвердить свою рыцарскую доблесть, П. прибывает в Бельра-пейр, где королева Кондвирамурс подвергается домогательствам соискателя ее руки и вынуждена выдерживать осаду замка. Как его отец освободил когда-то Херцелойде, так и П. освобождает королеву, женится на ней и некоторое время живет в счастливом браке. Но однажды он встречает «грустного рыбака»: это Амфортас, который знает путь в Монсальват, к христианской святыне — Граалю. Посетив во второй раз двор короля Артура, П. становится равноправным рыцарем Круглого стола. Героя ждут новые подвиги, но судьба его связана теперь с чашей Грааля. Несколько лет П. странствует и не может достичь Монсальвата: ему мешает разлад с Богом. Наконец появляется вестник и сообщает, что П. прошел свой путь искупления и его призывают, чтобы он стал королем Грааля. П. приезжает в Монсальват, где встречает преданно ожидавшую его Кондвирамурс и становится отцом. Его сын — Ло-энгрин, впоследствии рыцарь Лебедя. В основе образа П. идея искупления греха, характерная для средневекового мировоззрения.

Лит.: Дашкевич Н.П. Из истории средневекового романтизма. Сказание о»Шв. Граале. К., 1877; Lowet R. Wolfram von Eschenbachs Parzival im Wandel der Zeiten. Miinchen, 1955.

2) Герой либретто Р.Вагнера для торжественной театральной мистерии «Парсифаль» (1882). В отличие от средневековых источни ков, где образ П. демонстрировал торжество христианской религии и силу христианских святынь, в «Парсифале» Вагнера наличествуют элементы восточных верований — буддийское умиротворение и переселение душ. Вагнеровский П. соединил традиции национальной прозы, «романа дороги» и «романа воспитания». Чистый, не знающий жизни юноша П. отправляется в странствие, чтобы достичь святого Грааля. «Демон греха», волшебник Клин-пор хочет помешать П., он враг христиан, поразивший заколдованным копьем хранителя Грааля Амфортаса. Рану может исцелить только чистый юноша, чему и препятствует Клин-пор, искушая П. блаженством женской любви. Навстречу П. выслано обольстительное существо — Кундри, демоническая женщина, одновременно «вестница Грааля» и орудие Клин-пора, совратительница, «роза ада», как называет ее Т.Манн. Кундри обещает П. блаженство любви и укоряет его за то, что, уйдя в святое странствие, он оставил мать и та умерла от тоски и одиночества. Любовью к «вестнице Грааля» П. должен искупить свою вину перед матерью. Эротические переживания П. напоминают то, что Фрейд назовет эдиповым комплексом, но юноше удается устоять. П. побеждает Клингзора и исцеляет Амфортаса, разрушив волшебные чары; его провозглашают новым королем Грааля, христианским избранником. Первое представление вагнеровской мистерии состоялось в 1882 году на втором Байрейт-ском фестивале; в роли П. выступил Герман Винкельман. В последнее время опера все чаше включается в репертуар музыкальных театров. Интересный эксперимент предпринял в конце 80-х гг. германский режиссер Ханс-Юр-ген Зиберберг: в его фильме-опере роль П. исполняют одновременно актер и актриса, причем актер подчеркивает нерешительность и неопытность П., а актриса, напротив, целеустремленность — именно она в финале коронована в замке Монсальват.

Лит.: Манн Т. Страдание и величие Рихарда Вагнера//Собр. соч. М., 1961. Т.10.

Понравился пост? Поддержи Rifmnet.ru, нажми:



Тематика: герои;