Характеристики героев
86
Не нравится 0 Нравится

Петр Первый

ПЁТР ПЕРВЫЙ —

1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904-1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство. В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф.Ницше, под влиянием которого возрождение язычества предстает как торжество «веселия жизни», земных радостей над бесплодным христианским аскетизмом. Вторая часть трилогии — роман «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» — была обращена к эпохе Возрождения, когда происходит новое открытие античности, и статуи языческих богов снова воскресают уже как произведения искусства. В этом романе противостоящие друг другу языческие и христианские идеалы рассматриваются как две равноправные, но непримиримые правды. Отсюда двойственность, которую приобретают все начинания Леонардо в изображении Мережковского. В третьей части трилогии, романе «Петр и Алексей», тема противостояния христианства и язычества не является главной, она возникает в начале романа, в описании открытия статуи Венеры, которую по инициативе Петра устанавливают в Летнем саду. Главная антитеза романа стала заглавием всей трилогии: Христос и Антихрист. О направлении, в котором эволюционировал первоначальный замысел, Мережковский писал: «Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе и язычество — правда о земле, и в будущем соединение этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе…» П. в изображении Мережковского предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по внутренне чуждому ей пути. Бюрократическое государство, которое создает он самыми варварскими методами, с его «противоестественной» столицей, строится на костях людей. Это дьявольское наваждение, о котором пророчествует царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу быть пусту». П. не только распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участвовавший в пытках собственного сына. Изображая П., Мережковский, вслед за раскольниками, наделяет его чертами апокалиптического антихриста. Истинными носителями христианских идей выступают в романе раскольники-старообрядцы, ощущающие деятельность П. как глубоко враждебную, мечтающие посадить на русский трон царевича Алексея и возродить с его помощью исконные русские обычаи, вернув столицу в Москву. П. противостоит царевич Алексей, к которому как к последней надежде тянутся все защитники самобытности, не принимающие петровских реформ, и которому явно симпатизирует простой люд. В конфликте П. и Алексея симпатии Мережковского на стороне пусть слабого и безвольного, но все-таки гораздо более человечного Алексея. В сцене убийства сына П. слышны отзвуки евангельского мифа о сыне, приносимом Богом-отцом в жертву миру. Поступки П. приобретают тем самым некоторое оправдание. В более поздней публицистике Мережковский высоко оценивал значение петровских реформ. В статье «Теперь или никогда» (1905) он называл «религиозным подвигом» П. то, что он «согласился принять на себя страшную тень Зверя, тень Антихриста». Роман насыщен множеством достоверных исторических и бытовых подробностей. Но, несмотря на это, П. в изображении Мережковского скорее схема, наделенная некоторыми авторскими мыслями, чем живой исторический характер русского царя. В 1920 году на материале романа Мережковский написал пьесу «Царевич Алексей», которая в режиссуре и оформлении А.Н.Бенуа шла на сцене Большого Драматического Театра в Петрограде. Роль царевича Алексея играл Н.Ф.Монахов.

2) Герой нескольких произведений А.Н.Толстого: рассказа «День Петра» (1918), пьесы «На дыбе» (1929, 2-я ред. под назв. «Петр I» — 1934, 3-я ред.— 1938), исторического романа «Петр Первый» (1-я кн.— 1929-1930, 2-я — 1933-1934, 3-я, неоконч.,— 1944-1945), а также киносценария (1937-1939, в соавторстве с режиссером В.М.Петровым). Образ П. в про «ведениях Толстого получил разные истолкования, обусловленные как временем их написания, так и жанровыми особенностями, различными для героев эпического сюжета и драматической фабулы. Тем не менее общая тенденция в трактовке личности Петра оставалась неизменной. Она складывалась у писателя под влиянием исторических сочинений С.М.Соловьева («Публичные чтения о Петре Великом», 1872, и другие работы) с их образом «народного царя», призванного осуществить великое дело преобразования России, олицетворяющего собой идею сильной самодержавной власти, понимаемой как явление внесословное и надклассовое. Толстому безусловно близок пушкинский образ Петра, героя Полтавы, воздвигшего «в гражданстве северной державы огромный памятник себе». В изображении Толстого П. не имеет ничего общего с «царем-антихристом», каким его показал Мережковский. А вот враги дела Петрова — явные слуги антихриста, творящие «черные мессы», страшащиеся рассвета Руси. В пьесе «На дыбе» П. показан как личность исключительная и трагическая. Это, по выражению Б.В.Алперса, Гулливер, попавший в страну лилипутов. Он — единственный носитель преобразующей воли, обреченный на одиночество, окруженный предательством и изменой. Пока П. силен, все ему подвластно. Буквально по мановению руки воздвигается город и создается флот. Но только силы оставляют П., и все восстает против него. В финале умирающий император видит, как буря разбивает в щепы построенный им флот, а хлынувшее море затопляет воздвигнутый им град. В романе Толстого, хронология которого охватывает период с 1682 по 1704 г., от смерти царя Федора Алексеевича и венчания на царство Ивана и Петра до взятия Нарвы, образ П. приобрел большую историческую объективность, хотя и лишился трагической составляющей героя пьесы. П. сталкивается с оппозицией, подавляет мятежи, сражается с ордами неприятелей, но его исторический выигрыш предопределен. Первым театральным воплощением пьесы «На дыбе» стал спектакль МХАТа Второго (1930), в котором роль П. исполнял В.В.Готов-цев. В постановке третьей редакции пьесы на сцене Ленинградского театра драмы им.Пуш-кина П. играл Н.К.Черкасов (1938). Самое значительное актерское воплощение этого образа принадлежит Н.К.Симонову, сыгравшему роль П. в фильме В.М.Петрова (1937-1939).

Лит.: Павленко Н.И. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый» глазами историка // Россию поднял на дыбы… М„ 1987.

Понравился пост? Поддержи Rifmnet.ru, нажми:



Тематика: герои;



Похожие посты:
Война Богов

Война Богов...

Притчи о религии
Чанакья

Чанакья...

Характеристики героев
Фрэнк Каупервуд

Фрэнк Каупервуд...

Характеристики героев
Франкенштейн

Франкенштейн...

Характеристики героев
Том Джонс

Том Джонс...

Характеристики героев
Павел Первый

Павел Первый...

Характеристики героев
Незнайка

Незнайка...

Характеристики героев
Керри

Керри...

Характеристики героев
Ибрагим

Ибрагим...

Характеристики героев
Д'артаньян

Д'артаньян...

Характеристики героев
Дафнис и Хлоя

Дафнис и Хлоя...

Характеристики героев
Дарьяльский

Дарьяльский...

Характеристики героев
Гэндзи

Гэндзи...

Характеристики героев
Вильгельм Баскервильский

Вильгельм Баскервильский...

Характеристики героев
Валленштейн

Валленштейн...

Характеристики героев
Вазир-Мухтар

Вазир-Мухтар...

Характеристики героев
Билли Пилигрим

Билли Пилигрим...

Характеристики героев
Утраченные иллюзии

Утраченные иллюзии...

Крылатые выражения
Умер великий Пан!

Умер великий Пан!...

Крылатые выражения
Солдатами не рождаются

Солдатами не рождаются...

Крылатые выражения
Слуга народа

Слуга народа...

Крылатые выражения
«Сатурн» почти не виден

«Сатурн» почти не виден...

Крылатые выражения
Ты победил Галилеянин!

Ты победил Галилеянин!...

Крылатые выражения
Отступить на заранее приготовленные позиции

Отступить на заранее приготовленные позиции...

Крылатые выражения
Олимп

Олимп...

Крылатые выражения
Нектар и амврозия

Нектар и амврозия...

Крылатые выражения
На Ивановых вся Россия держится

На Ивановых вся Россия держится...

Крылатые выражения
Медовый месяц

Медовый месяц...

Крылатые выражения
Интердевочка

Интердевочка...

Крылатые выражения
Здравствуй и прощай

Здравствуй и прощай...

Крылатые выражения
Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы

Есть человек — есть проблема, нет человека —...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
В поисках утраченного времени

В поисках утраченного времени...

Крылатые выражения
Агасфер

Агасфер...

Характеристики героев
Аблеухов

Аблеухов...

Характеристики героев
Язычество есть младенчество человечества, а детство в жизни каждого из нас — это есть его естественное язычество. Так что мы все проходим «через древних богов» и знаем их по инстинкту.

Язычество есть младенчество человечества, а...

Цитаты о религии