Cимволы и их значения
1581
Не нравится 0 Нравится

Иерусалим



Иерусалим (по-еврейски Jeruschalayim, Иру-шалайм, что означает «жилище мира») — главный город с точки зрения библейского понимания истории и господствующее символическое место для иудаизма, христианства и ислама. Был заселен уже в IV тысячелетии до н.э. и упоминается в египетских документах XVIII столетия до н.э. как «Аушамен, Рушалимун», а около 1400 г. до н.э. как «Урушалим». Царь Давид около 1000 г. до н.э. завоевал принадлежавший тогда иудеям город и сделал его своей резиденцией. Его преемник Соломон с помощью финикийцев построил дворец и храм на священной горе Израиля Сион как постоянное местопребывание Бога. В 586 г. до н.э. город был разрушен Навуходоносором,с 538 г. до н.э. снова заселен евреями, и в 515 г. до н.э. было закончено строительство «второго храма»; Иродом Великим (37—4 гг. до н.э.) город был коренным образом перестроен и расширен. После восстания против римской оккупации (70 и 135 гг. н.э.) снова разрушен. На Храмовой горе возникло святилище Юпитера. При императоре Константине Иерусалим был центром христианского мира, однако после занятия города арабами (638 г. н.э.) на платформе, построенной Иродом, появилась мечеть Омара с ее главной святыней «каменной скалой» (Омфалос, Omphalos, греч. «пуп, центр»).
Многочисленные упоминания в Библии свидетельствуют о религиозном значении этого места, далеко выходящем за пределы реальной роли палестинского города, который ко времени Христа насчитывал около 25 ООО жителей. «Храм является дворцом «царя небесного Яхве, местом его престола и местом стопам его» (Иезекииль 43, 7). Как храм был выбран и избран в собственность Бога, так же и Иерусалим» (ст. А. Стёгера в издании словаря Ж. Б. Бауэра, 1967). Видения конца света и Страшного суда (светопреставление и трубный глас) делают Иерусалим мифическим местом, где будет происходить деление человечества на праведных и проклятых на вечные муки в аду. «Небесный» или «новый Иерусалим» представляет собой отображение земного города, перенесенного в сверхъестественно возвышенные, просветленные сферы (драгоценные камни, кубическая форма); этот город Иоанна Богослова опускается с неба как «город Бога», в котором больше не нужен храм, «ибо Господь Бог Вседержатель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его...» (Откровение Иоанна Богослова, 21,22 и далее). Проблематика соотношения между реальным (земным) Иерусалимом и «небесным Иерусалимом», не совсем понятная людям нашего времени, характеризуется Е. Ароном (1973 г.) следующим образом: «Храм некоторым образом расположен в точке пересечения земли и неба, земного мира и небесного мира, и он «соответствует в земном понимании недостижимому святилищу, храму, в котором Мессия, возможно, ждет того момента, когда он придет в мир». «Самой большой святыне на земле соответствует небесная». По мнению Рабби Симеона бен Иохаи, жившего в I в. н.э., предметом на земле, являющимся как бы соответствием святилищу в потустороннем мире, является гора Мориа. Когда на Земле завершается строительство храма, на небе спонтанно возникает новое святилище подобного типа. Человек воздвигает сооружение здесь, внизу, и оно отражается в небесных сферах». Построение подобных соответствий того, что вверху, тому, что внизу, характерно также для умопостроений народов других культур. Там тоже по аналогии делаются заключения о связи небесных прообразов и их земных отражений.
На протяжении многих столетий Иерусалим был фантастической мечтой еврейского народа, отправленного в изгнание и разогнанного (Диаспора, Diaspora, по-еврейски Галутх, Galuth) во времена господства Рима (см. Агасфер), причем сам процесс изгнания часто сопровождался насмешливыми криками «Нер, hep» (первые буквы слов «Hierosalуmа est perdita», «Иерусалим потерян»). В символике масонов играет большую роль место построения Соломонова храма (среди прочего и другое — имя XVI степени шотландского ритуала «Принц Иерусалимский»).
Иерусалим

Понравился пост? Поддержи Rifmnet.ru, нажми: