Характеристики героев
596
Не нравится 0 Нравится

Адольф



АДОЛЬФ (фр. Adolphe) — герой романа Б.Констана «Адольф» (1806-1810; изд. 1816). А.— персонаж во многом автобиографический; история его любви к польке Элленоре, любовнице некоего графа П.,— это, при всех несовпадениях конкретных ситуаций, история любви самого Констана и Жермены де Сталь. Их связь длилась более 15 лет (с 1794 по 1811), зная и ссоры и разрывы; дневники Констана свидетельствуют о том, как много психологических наблюдений над собственными переживаниями вложил он затем в уста А., от лица которого ведется повествование в основной части романа. Однако между романом и жизнью есть среди прочих одно важное различие: Констан за годы своего «романа» с г-жой де Сталь успел влюбиться в нескольких других женщин и даже вступить в брак с Шарлоттой Гарденберг, которую знал еще до встречи с Жерменой; в романе ситуация проще и потому трагичнее: любви Адольфа и Элленоры мешают лишь они сами, их собственные характеры. А., сын министра одного немецкого курфюрста, рано потерял мать и рос под наблюдением отца, который был застенчив с собственным сыном и не умел высказать ему свою нежность. Поэтому А. привык к одиночеству; он прячет свои подлинные мысли за светским злословием, живет без цели и думает, что цели, которая была бы достойна хоть малейшего усилия, вообще не существует. Рассказы приятелей о любви и связях с женщинами пробуждают в нем любопытство, он ищет, в кого бы ему влюбиться, и начинает домогаться любви Элленоры скорее из тщеславия, чем из страсти. Поначалу он встречает сопротивление, но это лишь распаляет его чувство, а Элленора отвечает ему взаимностью. Несколько месяцев любовники наслаждаются своим счастьем втайне, затем их связь становится известной всем. Элленора порывает с графом П., чтобы посвятить А. всю свою жизнь, А. начинает уже тяготиться необходимостью соизмерять каждый свой шаг с ее желаниями, но не может бросить возлюбленную. Отец А., недовольный тем, что его сын открыто содержит любовницу, собирается выслать Элленору из города; чтобы спасти ее от этого позора, А. уезжает вместе с ней, и любовники поселяются в небольшом богемском городке, а затем переезжают в Польшу, где Элленора получила наследство. А. уже давно не любит Элленору так страстно, как прежде; им движет не столько любовь, сколько жалость, ему неприятно слушать жалобы Элленоры, которая, чувствуя его охлаждение, осыпает его упреками. В душе А. и сам соглашается с тем, о чем предупреждал его отец: жизнь с Элленорой обрекает его на безвестность, лишает возможности проявить себя на каком бы то ни было поприще. Но характер А. таков, что расстаться с Элленорой, причинить ей боль ему тяжело, и он постоянно откладывает расставание. Конец этой неразрешимой ситуации кладет смертельная болезнь Элленоры, которая, узнав о том, что А. дал другу своего отца обещание порвать с нею, начинает чахнуть и умирает. А. обретает долгожданную свободу, но она ему уже не мила, ибо одиночество оказывается еще страшнее.

Самое замечательное в констановском изображении А.— анализ психологических механизмов, которые движут поступками героя. А. действует то искренне, то по воле тщеславия, он жаждет независимости и одновременно нуждается в привязанностях, он страстно желает чего-то, но лишь только желание это исполняется, охладевает к предмету своей страсти, он стремится скрыть сам от себя истинные мотивы своих действий, он разрывается между велениями эгоизма и голосом сострадания. Причем характер А. раскрывается в истории его любви к Элленоре так полно, что, как замечает автор, по этому эпизоду можно судить обо всех других этапах его жизни, можно сказать наверняка, что он «не подвизался с пользой ни на каком поприще, что он растратил свои способности, руководствуясь единственно своей прихотью, черпая силы единственно в своем озлоблении». (Переводчик «Адольфа» на русский язык П.А.Вяземский подтверждал: «автор так верно обозначил нам с одной точки зрения характеристические черты А., что, применяя их к другим обстоятельствам, к другому возрасту, мы легко выкладываем мысленно весь жребий его, на какую сцену действия ни был бы он кинут».) В отличие от г-жи де Сталь, которая в романе «Коринна», создававшемся одновременно с «Адольфом», объясняет трагедию своих героев несходством их национальностей, Констана интересуют общечеловеческие свойства характера; А., по меткому выражению того же П.А.Вяземского, «не француз, не немец, не англичанин: он воспитанник века своего», и, более того, он представитель определенного типа людей, не исчезнувшего вместе с этим «веком», — чувствительных эгоистов, непоследовательных, нерешительных и безвольных. Современники, однако, видели в А. прежде всего «сына века», наследника Рене и Чайльд-Гаролъда; в России одним из самых внимательных и восторженных читателей «Адольфа» был Пушкин, сообщивший некоторые черты А. Евгению Онегину, Валериану Волоцкому (герою незавершенного отрывка «На углу маленькой площади…») и даже Дон Гуану из «Каменного гостя».

Лит.: Вяземский П.А. Предисловие к переводу «Адольфа» // Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М, 1984. С.122-129; Ахматова А.А. «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина // Ахматова А.А. О Пушкине. М., 1989. С.51-89; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С.276-280; Benichou P. La genese d’ «Adolphe» // L’Ecrivain et ses travaux. P., 1967; Blanchot M. «Adolphe ou le malheur des sentiments vrais» // Blanchot M. La part du feu.P, 1949.

В.А.Мильчина

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Эдвин Друд

Эдвин Друд...

Характеристики героев
Чайлд-Гарольд

Чайлд-Гарольд...

Характеристики героев
Фоблас

Фоблас...

Характеристики героев
Сван

Сван...

Характеристики героев
Пелэм

Пелэм...

Характеристики героев
Монте-Кристо

Монте-Кристо...

Характеристики героев
Медард

Медард...

Характеристики героев
Марианна

Марианна...

Характеристики героев
Коринна

Коринна...

Характеристики героев
Лолита

Лолита...

Характеристики героев
Ловлас

Ловлас...

Характеристики героев
Жиль Блаз

Жиль Блаз...

Характеристики героев
Жак-Фаталист

Жак-Фаталист...

Характеристики героев
Дэвид Копперфилд

Дэвид Копперфилд...

Характеристики героев
Дульсинея Тоббосская

Дульсинея Тоббосская...

Характеристики героев
Дмитрий Карамазов

Дмитрий Карамазов...

Характеристики героев
Гумберт

Гумберт...

Характеристики героев
Грушенька

Грушенька...

Характеристики героев
Грандисон

Грандисон...

Характеристики героев
Гарри Галлер

Гарри Галлер...

Характеристики героев
Ганс Шнир

Ганс Шнир...

Характеристики героев
Вильгельм Мейстер

Вильгельм Мейстер...

Характеристики героев
Факты — упрямая вещь

Факты — упрямая вещь...

Крылатые выражения
Тайный советник вождя

Тайный советник вождя...

Крылатые выражения
Робинзон

Робинзон...

Крылатые выражения
Иностранцы - это современное потомство

Иностранцы - это современное потомство...

Крылатые выражения
Избирательное сродство

Избирательное сродство...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Это не любовная история, это история о любви.

Это не любовная история, это история о любви....

Цитаты про любовь / Цитаты из кинофильмов
Бальзаковский возраст

Бальзаковский возраст...

Крылатые выражения
Архитектура — застывшая музыка

Архитектура — застывшая музыка...

Крылатые выражения
Аппетит приходит во время еды

Аппетит приходит во время еды...

Крылатые выражения
Аблеухов

Аблеухов...

Характеристики героев
В каждой истории любви скрыта будущая история скорби.  Близкой или далекой. Для одного из влюбленных или для другого. Иногда для обоих. Так почему же мы вечно жаждем любви? Потому что любовь - это та точка, в которой соединяются правдивость и магия.

В каждой истории любви скрыта будущая история...

Цитаты из книг
Брак есть двойственность любви.

Брак есть двойственность любви....

Статусы про счастье
Просто интересная история.

Просто интересная история....

Истории о любви