Характеристики героев
98
Не нравится 0 Нравится

Алеко



АЛЕКО — герой поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). А. — прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым А. связан рождением и воспитанием,— такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое А. в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.

Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.

В дальнейшем изгнанник А. появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для А. полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость А. неотвратимо идет к преступлению — убийству Земфиры. В любви А. проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т.е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие — то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание — на сей раз из цыганского табора — и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.

Жизненное кредо А. проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря, // От прав моих не откажусь, // Или хоть мщеньем наслажусь»,— заявляет он.

Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский — вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.— цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.

Лис: Белинский В.Г. Статья седьмая. Поэмы: «Цыга-ны», «Полтава», «Граф Пулин» // Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985; Достоевский Ф.М. Пушкин // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1984. Т.26; Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С.Пушкина. М., 1980; Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.

Л.М.Ельницкая Образ пушкинского А. был воплощен в одноименной опере С.В.Рахманинова на либретто Вл.И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-пси-хологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, А. с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправды-вающем чувстве любви, которое возвышает А. над возлюбленной и соперником.

Выдающимися исполнителями партии А. были Ф.И.Шаляпин (1899) и А.П.Огнивцев (1954).

И.И.Силантьева

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Земфира

Земфира...

Характеристики героев
Цыганы шумною толпой по Бесарабии кочуют

Цыганы шумною толпой по Бесарабии кочуют...

Крылатые выражения
Алеко

Алеко...

Характеристики героев
Оленин

Оленин...

Характеристики героев
Пленник

Пленник...

Характеристики героев
Руслан

Руслан...

Характеристики героев
Н. Н.

Н. Н....

Характеристики героев
Старый муж, грозный муж

Старый муж, грозный муж...

Крылатые выражения
Мазепа

Мазепа...

Характеристики героев
Ибрагим

Ибрагим...

Характеристики героев
Печорин

Печорин...

Крылатые выражения
Гарри Галлер

Гарри Галлер...

Характеристики героев
Барон

Барон...

Характеристики героев
Вильгельм Мейстер

Вильгельм Мейстер...

Характеристики героев
Бим

Бим...

Характеристики героев
Геракл

Геракл...

Крылатые выражения
Эмпедокл

Эмпедокл...

Характеристики героев
Освальд

Освальд...

Характеристики героев
Юрий Милославский

Юрий Милославский...

Характеристики героев
Эраст

Эраст...

Характеристики героев
Грандисон

Грандисон...

Характеристики героев
Человек подполья

Человек подполья...

Характеристики героев
Веничка

Веничка...

Характеристики героев
Скупой рыцарь

Скупой рыцарь...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Гюльнар

Гюльнар...

Характеристики героев
Пушкин — наше всё

Пушкин — наше всё...

Крылатые выражения
Чайльд-Гарольд

Чайльд-Гарольд...

Крылатые выражения
Рудин

Рудин...

Характеристики героев
Василий Тёркин

Василий Тёркин...

Характеристики героев
Д-503

Д-503...

Характеристики героев
Черкешенка

Черкешенка...

Характеристики героев
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Истинный показатель цивилизации — не уровень...

Афоризмы и мысли великих людей
Стивен Дедал

Стивен Дедал...

Характеристики героев
Герой нашего времени

Герой нашего времени...

Крылатые выражения
Демон

Демон...

Характеристики героев
Людмила

Людмила...

Характеристики героев
Дубровский

Дубровский...

Характеристики героев
В поисках утраченного времени

В поисках утраченного времени...

Крылатые выражения
Рене

Рене...

Характеристики героев
Фредерик Генри

Фредерик Генри...

Характеристики героев
Зоил

Зоил...

Крылатые выражения
Джейк Барнс

Джейк Барнс...

Характеристики героев
Дэвид Копперфилд

Дэвид Копперфилд...

Характеристики героев
Гринев

Гринев...

Характеристики героев
Чайлд-Гарольд

Чайлд-Гарольд...

Характеристики героев
Беляев

Беляев...

Характеристики героев
Гирей (Паша)

Гирей (Паша)...

Характеристики героев