Характеристики героев
78
Не нравится 0 Нравится

Альцест



АЛЬЦЕСТ (фр. Alceste) — герой комедии Мольера «Мизантроп» (1666). А.— один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, протекшие со дня премьеры комедии, критики спорят о природе этого образа: то объявляют мизантропа «развлекательным персонажем» (П.Бенишу), то усматривают в нем сходство с самим Мольером, находя у обоих неврастению (Р.Ясински), то, наконец, обнаруживают нечто трагедийное (Г.Н.Бояджиев, С.С.Мокульский, Д.Обломиевский).

А.— несомненно, «интеллектуальный герой». Его легко было бы посчитать «рупором идей», если бы не особая пристрастность, с которой автор размышляет о своем мизантропе, так благородно настроенном и так нелепо и неразумно действующем. Пьесу «пронизывает» философский диспут о природе человека и законах общества, который ведет А. со своим другом Филинтом. Мольеровский протагонист исповедует моральный ригоризм и «жажду абсолюта», его приятелю ближе позиция терпимости к людскому несовершенству, коренящаяся в смирении перед непререкаемыми законами естества. В этом извечном споре, восходящем еще к античной древности (см. трактат Сенеки «De ira»), нет правых и ошибающихся, как нет человека, способного превозмочь свою природу, и нет индивида, хоть изредка не жаждущего «справедливости».

Не питающий иллюзий относительно людской породы, суровый судья общественной нравственности, ригорист и идеалист, А. мучительно влюблен в кокетливую Селимену, грациозное воплощение «модного порока» лицемерия. Девушка ведет нечестную, но весьма изобретательную игру с целой дюжиной воздыхателей, среди которых А. В салоне Сели-мены, настоящей «школе злословия», аристократическая молодежь упражняется в иро ническом словесном портретировании общих знакомых. Поведенческая стратегия героини, возможно, не более чем следование моде, предписывающей молодой особе высшего аристократического круга изящное злоязычие и «легкость обращения». Однако А. ополчается на неискренность любимой, находя у двадцатилетней озорницы явные признаки общего нравственного распада. Впрочем, равное негодование вызывают у А. все проявления двуличия: вежливость Филинта, изящно орнаментированная «игра в мнения» окружения Сели-мены, «предательство, измены, плутни, льстивость», культивируемые при дворе. Способность жить в воображаемом мире, не желая замечать требований и законов реальности, столь характерное свойство мольеровских персонажей (мнимого рогоносца Сганареля, господина Журдена, Оргона, мнимого рогоносца Аргана), у А. превращается в своеобразный аутизм, стремительно развивающийся на наших глазах. Но мрачная экзальтация героя и его бунт против всего, что «при дворе и в свете окружает», имеет двоякую природу. И именно это обстоятельство сообщает образу психологическую объемность и предопределяет его драматизм. Раздражение А. может быть прочитано и как принципиальное неприятие законов бытия, где ложь цементирует жизнь социума, оказывается своего рода «общественным договором», залогом гражданского согласия. Но оно может быть объяснено и его любовным поражением: неустанный бичева-тель людских пороков попадает в сети к самому двусмысленному из человеческих существ, и даже его острое зрение не может избавить героя от плена иррациональной страсти. Мизантроп честен и нетерпим к нарушителям заповеди «не лги», но сам отягощен смертельным грехом — гордыней, мешающей ему обрести гармонию с миром и с самим собой. Он высокомерно требователен к другу, даже груб с ним, бесцеремонен с чувствами добродетельной, любящей его Элианты и эгоистически требователен к Селимене. Он — неизлечимый эгоцентрик, и эта характерологическая особенность героя придает определенную шаткость его позиции. По существу в «высокой комедии» как бы два «трудно сливаемых» А. Один — трибун и протестант, другой — разочарованный любовник, больной черной меланхолией, распространяющий свое плохое настроение на весь свет. Тем не менее перед нами единый образ. Возможно, рисуя ситуацию, проявляющую безнадежность человеческого стремления к идеалу, великий комедиограф по-своему и в соответствии с жанром своего произведения показал двойственную природу этого стремления. Счастливые — добры и терпимы, неудачник склонен искать причины своего несчастья в «объективных закономерностях» бытия. И тогда история непримиримого обличителя становится комедийной историей человека, утратившего здравый смысл, а вместе с ним и реальный взгляд на вещи. Нонконформизм А. был смешон для современников Мольера, о чем пишут многие исследователи (П.Бенишу, У.Д.Хауэрт и др.). Сам автор в роли своего героя, по рассказам Буало, выглядел очень комично. Однако со временем в образе А. отчетливее проступили трагические черты; А.— правдолюбец и мученик — одержал верх над влюбленным меланхоликом. В России А.С.Грибоедовым была создана комедия «Горе от ума», герой которой Чацкий, по мнению многих, является парафразом мольеровского мизантропа.

Впервые пьеса была представлена в парижском театре Пале-Рояль в 1666 году. Роль А. исполнил сам Мольер. В дальнейшем в роли героя выступил молодой актер лирического и даже трагедийного плана Сарон. В России А. играли И.А.Дмитревский (1757), П.С.Мочалов (1823), М.М.Петипа (1889).

Лит.: Jasinski R. Moliere et le Misanthrope. Paris, 1951; Howarth W.D. Moliere: A playwright and his audience. Cambridge, 1982; см. также лит. к статьям «Скален» и «Тартюф».

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Совершенно точно: женщина ближе к природе, чем мужчина.

Совершенно точно: женщина ближе к природе, чем...

Афоризмы о мужчинах / Афоризмы о женщинах
Эдичка

Эдичка...

Характеристики героев
Эдвин Друд

Эдвин Друд...

Характеристики героев
Чацкий

Чацкий...

Характеристики героев
Фигаро

Фигаро...

Характеристики героев
Труффальдино

Труффальдино...

Характеристики героев
Стрепсиад

Стрепсиад...

Характеристики героев
Скален

Скален...

Характеристики героев
Мирандолина

Мирандолина...

Характеристики героев
Марло

Марло...

Характеристики героев
Маленький Принц

Маленький Принц...

Характеристики героев
Клавдио и Геро

Клавдио и Геро...

Характеристики героев
Журден

Журден...

Характеристики героев
Еврипид

Еврипид...

Характеристики героев
Дэвид Копперфилд

Дэвид Копперфилд...

Характеристики героев
Глумов

Глумов...

Характеристики героев
Гарпагон

Гарпагон...

Характеристики героев
Вольпоне

Вольпоне...

Характеристики героев
Вазир-Мухтар

Вазир-Мухтар...

Характеристики героев
Амфитриoн

Амфитриoн...

Характеристики героев
Слуга двух господ

Слуга двух господ...

Крылатые выражения
Хлестаков

Хлестаков...

Крылатые выражения
Ты этого хотел, Жорж Данден!

Ты этого хотел, Жорж Данден!...

Крылатые выражения
Период бури и натиска

Период бури и натиска...

Крылатые выражения
Шовинизм

Шовинизм...

Крылатые выражения
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо...

Крылатые выражения
Я беру свое добро там, где его нахожу

Я беру свое добро там, где его нахожу...

Крылатые выражения
Мнимый больной

Мнимый больной...

Крылатые выражения
Митрофанушка

Митрофанушка...

Крылатые выражения
Кит Китыч

Кит Китыч...

Крылатые выражения
И вольтерьянцы напрасно против этого говорят

И вольтерьянцы напрасно против этого говорят...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Гарпагон

Гарпагон...

Крылатые выражения
Амфитрион

Амфитрион...

Крылатые выражения
Совершенно точно: женщина ближе к природе, чем мужчина.

Совершенно точно: женщина ближе к природе, чем...

Афоризмы о мужчинах / Афоризмы о женщинах
В последнее время я стала намного ближе к природе... Совсем... озверела!!!

В последнее время я стала намного ближе к...

Статусы про женщин