Характеристики героев
106
Не нравится 0 Нравится

Аркадий Долгорукий



АРКАДИЙ ДОЛГОРУКИЙ — герой романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1875), от лица которого ведется повествование. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший «княжескую» фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А.Д. вырос вне семьи, «детские грустные годы» провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, «сознал, что я… лакей» и начал в мечтах «пересоздавать жизнь на иной лад». Образ пушкинского Барона, скупого рыцаря, а позднее Ротшильда, становится для юноши идеалом, совмещая в себе эстетически значимое чудо (внезапное явление из ничтожества), тайну (полная безвестность до накопления «рот-шильдовой цифры») и авторитет (Ротшильд «выше всех», так как «деньги …единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество»). Излагая свою идею «стать Ротшильдом», подросток резко отграничивает ее от накопления для «лишнего куска» («фатерст-ва») и бессмысленной скупости — «гарпагон-ства»; став миллионером и явившись миру, он готов даже раздать свои богатства, тем самым став «вдвое богаче».

Окончив гимназический курс, А.Д. приезжает в Петербург — город, избранный им для осуществления идеи. Однако здесь его захватывают другие события: он разгадывает Вер-силова, о котором, по собственному признанию, «мечтал взасос»; участвует в многочисленных интригах вокруг компрометирующего молодую вдову Ахматову документа, волею случая попавшего в его руки; сближается с молодым князем Сокольским и живет на его деньги, не подозревая, что от князя беременна его сестра Лиза.

Сознавая свои «падения», Аркадий винит себя в уклонении от идеи, однако во всех «уклонениях» соблазняется как раз тем, что привлекает его в образе Ротшильда: могуществом и властью (искушение документом, обладание которым делает Ахмакову жертвой А.Д.), блеском (искушение дружбой с Сокольским, дающей средства на рысаков и рестораны, доступ в свет). Инстинктивно чувствуя нечистоту своего идеала, А.Д. пытается найти замену ему у Версилова, живописующего картину «золотого века» — общества добродетельных людей без Христа. Появление в семье Макара Долгорукого, его «умилительные» беседы, праведная смерть оказываются сильнейшим впечатлением, поселяющим в душе подростка жажду благообразия. Происходит очищение «нечистого идеала», свидетельством чего становится отказ шантажировать Ахмакову, результатом — появление записок.

Формулируя для себя «главную идею» произведения, Достоевский писал: «Подросток хотя и приезжает с готовой идеей, но вся мысль романа та, что он ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе, этого жаждет он, ищет чутьем, и в этом цель романа», О своей нетвердости в «разумении добра и зла» неоднократно высказывается и сам А.Д. Шаткость, промежуточность его состояния между «безгрешным» детством и взрослой ответственностью подчеркнута как названием, так и возрастом героя. Двадцать лет — возраст совершеннолетия в Пятикнижии Моисея, отделяющий «детей», «не знающих ни добра ни зла», которым еще может открыться Земля Обета, от «отцов», чьи «трупы падут в пустыне сей» (Числа, 14: 29-32). Таким образом, для девятнадцатилетнего героя проблема выбора «руководящей нити поведения» предельно обострена.

А.С.Долинин и Л.М.Розенблюм отмечают близость образа А.Д. «подпольному типу» из замысла цикла «Житие Великого Грешника» (возраст, имя, учеба в пансионе Тушара и т.д.), подчеркивают особое значение в сюжете мотива покаяния, что свидетельствует о следовании идеалу «благообразия», завещанному Макаром Долгоруким. Эта концепция подтверждается черновыми редакциями: «Молодой человек (NB великий грешник) после ряда прогрессивных падений вдруг становится духом, волей, светом и сознанием на высочайшую из высот. Все дело в том, что все начала нравственного переворота лежали в его характере, который и поддался-то злу не наивно, а с сознательной злой думы». «Если от Я, то вся поэма в том: как было я пал и как я был спасен». В окончательном тексте подобных оценочных высказываний в устах повествователя нет, в сглаженном виде они переданы второстепенному персонажу, Николаю Семеновичу, «несколько холодному эгоисту, но бесспорно умному человеку», по словам А.Д. Сообщая свое мнение о записках, он характеризует подростка как одного из юношей с «затаенным желанием беспорядка», происходящим от «затаенной жажды порядка и благообразия». Подобную характеристику получает А.Д. и от Версилова (ч. 3, гл. 7), относящего себя в отрочестве и своего сына к «задумывающимся детям», «оставленным на одни свои силы и грезы и с страстной, слишком ранней и почти мстительной жаждой благообразия».

Сам факт передачи записок, начатых «для одного себя», другому лицу, изменение тона повествования от декларации своих прав до самообвинения, недвусмысленная отнесенность времени окончания «процесса припоминания и записывания» к последней неделе Великого поста свидетельствуют об их близости исповеди (причем не только как литературному жанру, но и как таинству). Ю.Ф.Карякин «главной и простой тайной» романа считает «открытие дневника как орудия духовной самовыделки», противопоставление «долгого, трудного процесса беспощадного припоминания» идеям «капитала разом» и «скорого подвига» (см. его книгу «Достоевский и канун XXI века», 1989).

Предшественники образа А.Д. в литературе —Дэвид Копперфильд Диккенса, Гринев Пушкина; помимо этих произведений в процессе работы над романом Достоевский неоднократновспоминает «Исповедь» Руссо, «Отцов и детей» Тургенева, «Войну и мир» Толстого. «Подросток» в глазах его автора — «роман о нынешних детях и нынешних отцах» с героем — членом «случайного семейства» в противоположность «родовому типу», представленному в «дворянской литературе» и открытому еще Пушкиным в «Капитанской дочке», замысле цикла «Предания русского семейства».

Среди прототипов А.Д. исследователи называют самого Достоевского, указывая на ряд совпадений в биографии автора и героя; А.С.Долинин отмечает также сходство А.Д. в гл. 8 части 1 романа с психологическим портретом Некрасова, данным в некрологе Достоевского.

Лит.: Долинин А.С. Генезис образа Подростка // Долинин А.С. Последние романы Достоевского. М.; Л., 1963. С. 63-95; Пустынина Н.Г. О фамилии Долгорукий в романе Ф.М.Достоевского «Подросток» // Ученые записки Тартуского университета, 1985. Вып. 645; Пушкарева B.C. Детство в романе Ф.М.Достоевского «Подросток» и в первой повести Л.Н.Толстого // Филологический сб.: Статьи и материалы. Л., 1970. С. 113-132; Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981; Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Ф.М.Достоевского. М., 1982. С. 55-84.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Чимша-Гималайский Николай Иваныч

Чимша-Гималайский Николай Иваныч...

Характеристики героев
Человек подполья

Человек подполья...

Характеристики героев
Хори

Хори...

Характеристики героев
Франкенштейн

Франкенштейн...

Характеристики героев
Флягин

Флягин...

Характеристики героев
Тарантьев Михей Андреевич

Тарантьев Михей Андреевич...

Характеристики героев
Соня Мармеладова

Соня Мармеладова...

Характеристики героев
Смердяков

Смердяков...

Характеристики героев
Свидригайлов

Свидригайлов...

Характеристики героев
Санчо Панса

Санчо Панса...

Характеристики героев
Пелэм

Пелэм...

Характеристики героев
Оливер Твист

Оливер Твист...

Характеристики героев
Неточка Незванова

Неточка Незванова...

Характеристики героев
Монте-Кристо

Монте-Кристо...

Характеристики героев
Митрофанушка

Митрофанушка...

Характеристики героев
Макар Долгорукий

Макар Долгорукий...

Характеристики героев
Кузовкин

Кузовкин...

Характеристики героев
Князь Валковский

Князь Валковский...

Характеристики героев
Кирсанов Аркадий Николаевич

Кирсанов Аркадий Николаевич...

Характеристики героев
Ким

Ким...

Характеристики героев
Луций

Луций...

Характеристики героев
Иоанн Грозный

Иоанн Грозный...

Характеристики героев
Зюсс

Зюсс...

Характеристики героев
Зосима

Зосима...

Характеристики героев
Дмитрий Карамазов

Дмитрий Карамазов...

Характеристики героев
Горио

Горио...

Характеристики героев
Гобсек

Гобсек...

Характеристики героев
Гец Фон Берлихинген

Гец Фон Берлихинген...

Характеристики героев
Ганс Шнир

Ганс Шнир...

Характеристики героев
Вильгельм Мейстер

Вильгельм Мейстер...

Характеристики героев
Версилов

Версилов...

Характеристики героев
Бенджи

Бенджи...

Характеристики героев
Барон

Барон...

Характеристики героев
Смердяков

Смердяков...

Крылатые выражения
Священные камни Европы

Священные камни Европы...

Крылатые выражения
Тайный советник вождя

Тайный советник вождя...

Крылатые выражения
Робинзон

Робинзон...

Крылатые выражения
Шагреневая кожа

Шагреневая кожа...

Крылатые выражения
О друг мой, Аркадий, не говори красиво

О друг мой, Аркадий, не говори красиво...

Крылатые выражения
Карамазовщина

Карамазовщина...

Крылатые выражения
Помните, единственный путь победить негатив — это позитив. Оставайтесь сосредоточены на ваших мечтах.

Помните, единственный путь победить негатив —...

Афоризмы о счастье / Мотивация
Адольф

Адольф...

Характеристики героев
Ресничка...

Ресничка......

Истории о счастье