Характеристики героев
78
Не нравится 0 Нравится

Барон



БАРОН — герой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии: The covetous knight» — литературная мистификация: у английского поэта В.Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, — конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, знаменитым своей скупостью.

Литературные источники образа скупого рыцаря весьма обширны. Это прежде всего Щеток Шекспира и Гарпагон Мольера, а также прототип последнего — Гарпаг Плавта. В ряду других прообразов обычно называют Варраву («Мальтийский еврей» К.Марло, ок. 1S92), многих скряг в комедиях Гольдони, вариации мольеровского Гарпагона в пьесах Жюста и Детуша, скупцов в романах В.Скотта (Двайнинг и др.), героя трагедии Г.Мильмана «Фацио» (1818), а также главного персонажа новеллы Гофмана «Майорат» (1817), что примечательно, скупого барона, живущего в сторожевой башне рыцарского замка. К общелитературному фону пушкинского образа можно отнести комедию А.П.Сумарокова «Лихоимец» (1760-е гг.), оперу «Скупой» (пьеса Я.Б.Княжнина, музыка В.А.Пашкевича, ок. 1782).

Сравнивая два образа скупого, Гарпагона и Шейлока, Пушкин отмечал, что «у Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Эта характеристика значима для понимания пушкинского Б., в портрете которого соединились разнообразные черты. Его безграничная скупость, жестокость (рассказ о бедной вдове, простоявшей полдня на коленях, моля простить мужнин долг), мстительность в отношении сына, им оклеветанного перед Герцогом, сочетаются с чувством рыцарского достоинства, гордостью и отвагой. В разговоре с Герцогом Б. выказывает готовность в случае войны «старый меч рукой дрожащей обнажить». Однако внимание Пушкина занимает не нрав скупого, представленный в парадоксальных сцеплениях с другими свойствами характера. В своей трагедии поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и двух соответствующих мировоззрений — феодального и буржуазного. Характер Б. — отражение этой коллизии. Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б. между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. тем не менее служит другому кумиру — деньгам: «И как же служит? как алжирский раб, // Как пес цепной». Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом. Однако парадокс Б., по верному наблюдению С.Б.Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества («Я царствую!») и власти («Мне все послушно, я же — ничему»). Деньги дают Б. то, что Фауст приобрел, заключив сделку с дьяволом, — они, пускай иллюзорно, возвращают молодость, позволяют испытать любовный жар, почти эротическое возбуждение. Ошибка Б. (этот непременный элемент в развитии трагедийного характера) заключается в том, что он, взяв на вооружение приемы «ужасного века», не предусмотрел возможность обратного их применения, к нему самому. Б. умирает, потрясенный нерыцарским поступком сына, прилюдно обвинившего отца во лжи; но последние его слова: «Где ключи?» — принадлежат не рыцарю, а ростовщику.

Премьера «Скупого рыцаря» была назначена в Александрийском театре на 1 февраля 1837 г., но не состоялась из-за гибели поэта. Впервые трагедия была сыграна на этой же сцене в 1852 г. с участием В.А.Каратыгина в главной роли. Исполнителями роли Б. были впоследствии: М.С.Щепкин (1853, Малый театр), К.С.Станиславский (1888, Общество искусства и литературы), А.А.Остужев (1937), Н.К.Черкасов (1962), И.М.Смоктуновский (1979). На сюжет трагедии написана опера С.В.Рахманинова (1906).

Лит.: Розанов Н.Н. Пушкин и Гольдони. К вопросу о прототипах «Скупого рыцаря» // Пушкин и его современники. М., 1930. С. 141-150; Якубович Д.П. «Скупой рыцарь». Комментарии // Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. 7; Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 59-100; см. также лит. к статье «Борис Годунов»

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Этеокл

Этеокл...

Характеристики героев
Эгмонт

Эгмонт...

Характеристики героев
Шейлок

Шейлок...

Характеристики героев
Фингал

Фингал...

Характеристики героев
Фигаро

Фигаро...

Характеристики героев
Тит Андроник

Тит Андроник...

Характеристики героев
Тамерлан

Тамерлан...

Характеристики героев
Сид

Сид...

Характеристики героев
Сальери

Сальери...

Характеристики героев
Ричард III

Ричард III...

Характеристики героев
Пимен

Пимен...

Характеристики героев
Моцарт

Моцарт...

Характеристики героев
Мария Стюарт

Мария Стюарт...

Характеристики героев
Имр

Имр...

Характеристики героев
Гобсек

Гобсек...

Характеристики героев
Гарпагон

Гарпагон...

Характеристики героев
Вольпоне

Вольпоне...

Характеристики героев
Варрава

Варрава...

Характеристики героев
Вальсингам

Вальсингам...

Характеристики героев
Вадим

Вадим...

Характеристики героев
Умереть — уснуть

Умереть — уснуть...

Крылатые выражения
Страх создал богов

Страх создал богов...

Крылатые выражения
Скупой рыцарь

Скупой рыцарь...

Крылатые выражения
Рыцарь печального образа

Рыцарь печального образа...

Крылатые выражения
Прогнило что-то в Датском государстве

Прогнило что-то в Датском государстве...

Крылатые выражения
Нет правды на земле, но правды нет и выше

Нет правды на земле, но правды нет и выше...

Крылатые выражения
Нет повести печальнее на свете

Нет повести печальнее на свете...

Крылатые выражения
Король Лир

Король Лир...

Крылатые выражения
Коня! Коня! Полцарства за коня!

Коня! Коня! Полцарства за коня!...

Крылатые выражения
И ты, Брут!

И ты, Брут!...

Крылатые выражения
Если это безумие, то в нем есть система

Если это безумие, то в нем есть система...

Крылатые выражения
Гарпагон

Гарпагон...

Крылатые выражения
Барон Мюнхгаузен

Барон Мюнхгаузен...

Крылатые выражения
Амфитрион

Амфитрион...

Крылатые выражения
А гений и злодейство — Две вещи несовместные

А гений и злодейство — Две вещи несовместные...

Крылатые выражения
А все-таки она вертится!

А все-таки она вертится!...

Крылатые выражения