Характеристики героев
123
Не нравится 0 Нравится

Беранже



БЕРАНЖЕ (фр. Berenger) — герой нескольких произведений Э.Ионеско, среди которых самое знаменитое — пьеса «Носороги» (1959 г.; появившиеся на русском языке переводы заглавия как «Носорог» противоречат не только содержанию драмы, но и специальным заявлениям автора, всегда подчеркивавшего, что имел в виду множественное число, «однорогих» и «двурогих» животных, наличествующих в пьесе в большом количестве).

Сумевший всех обескуражить анти-пьесой «Лысая певица» (1950) и трагическим фарсом «Стулья» (1952), Ионеско публикует в различных журналах короткие новеллы, которые остаются до поры до времени незамеченными. Когда после успеха «Носорогов» новеллы были изданы Галлимаром (1962), выяснилось, что они предшествовали многим знаменитым пьесам. В том числе и пьесе, где впервые появляется Беранже (ее название «Tueur sans gages» на русский переведено неточно — «Бескорыстный убийца», правильнее — «никем не нанятый убийца», «убийца-одиночка»; 1957). Новелла написана от первого лица и называется «Фотография полковника». «Я» из новеллы обретает в пьесе имя Беранже и позволяет предполагать в нем альтер-эго автора.

Живущий среди покорных обывателей, смирившихся с невидимым и непонятным убийцей, терроризирующим обитателей городка, который Беранже хочет превратить в «лучезарный город», он единственный стремится убрать зло, мешающее счастью людей. С упорством, которое кажется окружающим абсурдным, Б. хочет встретиться с убийцей и разгадать его тайну: тот не трогает раболепных чиновников и вообще всех, кто покорен чужой воле. Б. попадается на ту же приманку, которую убийца использовал для предыдущих своих жертв; он наивен и не приспособлен к борьбе, но в его поступке проявляется непокорность, очевидная непохожесть на других.

В еще большей степени эти черты присущи Б. из «Носорогов» (1959). Оказываясь свидетелем всеобщего оноеороживания, он всеми силами стремится сохранить свою индивидуальность, не утратить человеческий облик даже тогда, когда превращение в носорога оказывается единственной возможной формой существования. В одноименной новелле Б. выступает рассказчиком, и мы с самого начала понимаем, что он уцелел в страшных событиях. В пьесе исход его схватки становится ясен лишь в финальных фразах: «Я последний человек, и я им останусь до конца! Я не сдамся!» В обеих пьесах то зло, с коим сражается Б., забирает у него любимую, но утрата придает ему силы пойти до конца. Следующего Б., героя пьесы «Воздушный пешеход» (1962), личные беды минуют: знаменитый драматург, за которым даже на отдыхе охотятся интервьюеры (ситуация, хорошо знакомая Ионеско), приезжает в Англию в сопровождении любящих жены и дочери. Уже герой одноименной новеллы поражал всех способностью летать без помощи каких бы то ни было приспособлений, что невозможно объяснить с помощью здравого смысла. В пьесе эта спо собность Б. открывает перед ним страшные картины разрушительных и опустошительных событий. От обывателей его отличает не столько свободное парение над землей, сколько желание проникнуть в суть происходящего, выработать собственное к нему отношение. И как его одноименные предшественники, он оказывается за это наказан. Не раз появлявшийся в небе самолет сбрасывает бомбы именно на его домик.

Свидетелем разрушений и полного запустения некогда могущественной безымянной империи становится и самый «высокопоставленный» из Б.— король Беранже I — герой пьесы «Король умирает» (1962). Впервые от Б. многое зависит, но он бездарно распоряжается своей властью и начинает интересоваться судьбами окружающих его людей лишь тогда, когда осознает, что жить ему осталось недолго. Трагикомизм ситуации, в которой оказывается герой, и очевидное стремление драматурга с его помощью представить сатирический вариант единоличной власти выводят Б. за пределы того круга, в котором проявились особенности характеров предыдущих героев по имени Б. Они сопротивлялись оглуплению людей и их покорности перед лицом силы, — он всемерно способствовал этому. Они обладали природным чувством собственного достоинства, и именно это чувство помогало им не отступать перед лицом опасности. Он и перед смертью в своей речи-завещании больше всего говорит о своем величии. А потому, очевидно, что главная краска, которой Ионеско рисует Б., все-таки сатирическая.

Б. (без королевского титула) остался в творчестве драматурга-абсурдиста самым светлым и самым человечным образом. При всем различии ситуаций, в которые он попадает в трех пьесах, его поведенческие императивы сходны: он — не борец; никакие идеи его не увлекают, он вовсе не интеллектуал, ясно представляющий себе, как надо поступить в данной ситуации; он по самой своей сути, по своей человеческой природе не равнодушен к злу, у него аллергия на стадное существование; коллективизм и индивидуализм (как любой «изм») ему чужды. В Б. есть нерасчетливость и безоглядность Дон Кихота, но больше всего он — «простая душа», без пафоса и деклараций приверженная гуманистическим идеалам, не подлежащим пересмотру даже в абсурдном мире.

Лит.: Проскурникова Т. Французская антидрама. М., 1968. С.58-74; Строев А. Эжен Ионеско // Французская литература 1945-1990. М., 1995. С.548-549; Trois E. «Rhinoceros» d’lonesco. P., 1970; lonesco E. «Rhinoceros»//«Notees et contre-notes». P., 1962.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Театр абсурда

Театр абсурда...

Крылатые выражения
Убийца

Убийца...

Восточные притчи
И один в поле воин

И один в поле воин...

Крылатые выражения
Обломок империи

Обломок империи...

Крылатые выражения
Язык — душа народа

Язык — душа народа...

Крылатые выражения
В лифт вошла, за мной мужик  Вслед успел вломиться,  Встал напротив и глядит  Как маньяк-убийца.

В лифт вошла, за мной мужик Вслед успел...

Прикольные стихи
Актер

Актер...

Характеристики героев
Скандал в благородном семействе

Скандал в благородном семействе...

Крылатые выражения
Чайный мастер и убийца

Чайный мастер и убийца...

Буддийские притчи
Я беру свое добро там, где его нахожу

Я беру свое добро там, где его нахожу...

Крылатые выражения
Помилованный убийца

Помилованный убийца...

Восточные притчи
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли...

Цитаты про любовь / Цитаты из книг
В ожидании Годо

В ожидании Годо...

Крылатые выражения
Место под солнцем

Место под солнцем...

Крылатые выражения
Чанакья

Чанакья...

Характеристики героев
Ведь я червяк в сравненье с ним

Ведь я червяк в сравненье с ним...

Крылатые выражения
Все подруги всегда до поры до времени — до первого мужчины.

Все подруги всегда до поры до времени — до...

Афоризмы про отношения / Афоризмы о мужчинах
А ты азартен, Парамоша!

А ты азартен, Парамоша!...

Крылатые выражения
Бешеные деньги

Бешеные деньги...

Крылатые выражения
Без вины виноватые

Без вины виноватые...

Крылатые выражения
Некто в сером

Некто в сером...

Крылатые выражения
Истопник-убийца

Истопник-убийца...

Восточные притчи
Понимающему довольно

Понимающему довольно...

Крылатые выражения
В туфлях и халате

В туфлях и халате...

Крылатые выражения
Очи черные, очи страстные!

Очи черные, очи страстные!...

Крылатые выражения
Ганс Шнир

Ганс Шнир...

Характеристики героев
Эгмонт

Эгмонт...

Характеристики героев
Святой и разбойник

Святой и разбойник...

Притчи со смыслом
Гигантские яблоки

Гигантские яблоки...

Восточные притчи
Рип Ван Винкль

Рип Ван Винкль...

Характеристики героев
Джеймс Бонд

Джеймс Бонд...

Крылатые выражения
На дне

На дне...

Крылатые выражения
Есть поступки, которые нельзя прощать. Есть слова, которые нельзя забыть. Есть моменты, после которых люди из самых близких становятся никем..

Есть поступки, которые нельзя прощать. Есть...

Статусы про отношения
Утром — деньги, вечером — стулья

Утром — деньги, вечером — стулья...

Крылатые выражения
Добрый лесник

Добрый лесник...

Притчи со смыслом
Сегодня — рано, послезавтра — поздно

Сегодня — рано, послезавтра — поздно...

Крылатые выражения