Характеристики героев
113
Не нравится 0 Нравится

Воланд



ВОЛАНД — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной многих необычайных событий, которые произвели смуту в мирной жизни города и доставили немало беспокойства его обитателям.

В процессе создания романа образ В. играл ключевую роль. Этот персонаж был отправным пунктом художественного замысла, который затем претерпел множество изменений. Будущий роман о Мастере и Маргарите зачинался как «роман о дьяволе» (слова Булгакова из его письма «Правительству СССР», 1930). В ранних редакциях В., еще не нашедший своего имени, называемый то герр Фаланд, то Азазел, был главным лицом, поставленным в центре повествования. На это указывают едва ли не все варианты названия романа, отмеченные в рукописях с 1928 по 1937 год: «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Сатана», «Черный богослов», «Великий канцлер», «Князь тьмы» и др. По мере того как расширялась «даль свободного романа» (получила развитие «античная» линия, появились Мастер и Маргарита, а также многие другие лица), В. утрачивал функцию героя. В «окончательной» редакции он был оттеснен с главных ролей и стал тритагонистом сюжета, после Мастера и Маргариты, после Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Утратив верховенство в иерархии образов, В. тем не менее сохранил очевидное первенство с точки зрения сюжетного присутствия. Он участвует в пятнадцати главах романа, тогда как Мастер появляется только в пяти, а Иешуа лишь в двух главах.

Имя В. автор почерпнул из «Фауста» Гете: возглас Мефистофеля «Plate! Junker Voland kommt» («Дорогу! — черт идет!»; перевод Н.А.Холодковского; сцена «Вальпургиева ночь»). Источником образа для Булгакова послужила книга М.Н.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), а также статьи о сатане, о демонологии «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона.

Литературная генеалогия В. весьма обширна. Среди его предшественников обычно называют Сатану Мильтона, Мельмота-скитальца Метьюрина; самый же близкий прообраз — Мефистофель трагедии Гете и оперы Гуно. (Ироническая идентификация В. как сатаны в разговоре между Мастером и Иваном Бездомным. Последний не смог распознать в «иностранце» дьявола, потому что никогда не слышал оперу «Фауст».) Если, однако, Мефистофель лишь «слуга великого Люцифера», то В. — главное лицо Среди сил тьмы, сам Люцифер, принявший другое имя.

В изображении дьявола писатель использовал некоторые традиционные атрибуты, эмблемы, портретные описания: хромота, косоглазие, кривой рот, черные брови — одна выше другой, трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, правда, без пера, и проч. Тем не менее булга-ковский В. существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией. Как показывают исследования, эти отличия усиливались от одной редакции к другой. «Ранний» В. был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ. Он совершал святотатства и требовал кощунственных действий от других. В «окончательном» варианте эти моменты исчезли. Своеобразно интерпретируется Булгаковым провокация дьявола. Традиционно сатана призван спровоцировать все темное, таящееся в душе человека, как бы разжечь его. Смысл провокаций В. — исследование людей, каковы они на самом деле. Сеанс черной магии в театре-варьете (классическая провокация) обнаружил в собравшихся там зрителях как дурное (алчность), так и хорошее, показав, что милосердие иногда стучится в людские сердца. Последний вывод, убийственный для сатаны, булгаковского В. нисколько не уязвляет.

Мессир В., как его почтительно именует свита, состоящая из ломаки-регента Коровьева, Фагота, демона Азазелло, кота Бегемота и ведьмы Геллы, — отнюдь не богоборец и не враг роду человеческому. Вопреки ортодоксальному толкованию, отказывающему дьяволу в истине, ибо «он ложь и отец лжи» (Иоанн, VII, 44), В. причастен к истине. Он безусловно различает добро и зло: обычно же сатана — релятивист, для которого эти понятия относительны. Более того, В. наделен властью наказывать людей за зло, ими совершенное; сам ни на кого не клевещет, зато карает клеветников и доносчиков.

На всем протяжении романа В. не пытается улавливать души. Не нужны ему и души Мастера с Маргаритой, к которым он проявил столько бескорыстного участия. Строго говоря, В. не дьявол (греч. §1сфоХо^ значит «разбрасывающий»), понимаемый как злая воля, разъединяющая людей. В. решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им «вечный приют». Столь явное преступление дьявольских полномочий Булгаков обозначил в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Философско-религиозным источником образа В. явилось дуалистическое учение мани-хейцев (III-XI вв.), согласно которому Бог и дьявол действуют в мире, выражаясь словами романа, каждый по своему ведомству. Бог повелевает горними сферами, дьявол распоряжается на земле, верша справедливый суд. На это указывает, в частности, сцена В. с глобусом, на котором тот видит все происходящее в мире. Следы манихейской доктрины явно обнаруживаются в диалоге В. с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова. В ранней редакции решение судьбы Мастера и Маргариты поступало к В. в форме приказа, который приносил «неизвестный вестник», появившийся под шорох летящих крыльев. В окончательном варианте Ле-вий Матвей передает просьбу наградить Мастера и его возлюбленную покоем. Два мира, света и тени, сделались, таким образом, равноправными.

Лит.: Золотоносен М. «Сатана в нестерпимом блеске…» //

Литературное обозрение. 1991, № 5; см. также лит. к статье «Мастер».

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Юрий Милославский

Юрий Милославский...

Характеристики героев
Эдвин Друд

Эдвин Друд...

Характеристики героев
Турбин

Турбин...

Характеристики героев
Понтий Пилат

Понтий Пилат...

Характеристики героев
Понтий Пилат

Понтий Пилат...

Характеристики героев
Облонский

Облонский...

Характеристики героев
Мастер

Мастер...

Характеристики героев
Маргарита

Маргарита...

Характеристики героев
Максудов

Максудов...

Характеристики героев
Кот Мурр

Кот Мурр...

Характеристики героев
Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри...

Характеристики героев
Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри...

Характеристики героев
Дульсинея Тоббосская

Дульсинея Тоббосская...

Характеристики героев
Грандисон

Грандисон...

Характеристики героев
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих...

Крылатые выражения
Союз меча и орала

Союз меча и орала...

Крылатые выражения
Солдатами не рождаются

Солдатами не рождаются...

Крылатые выражения
Хрустальная мечта моего детства

Хрустальная мечта моего детства...

Крылатые выражения
Хроника объявленной смерти

Хроника объявленной смерти...

Крылатые выражения
Тайны мадридского двора

Тайны мадридского двора...

Крылатые выражения
Русские идут!

Русские идут!...

Крылатые выражения
Рукописи не горят

Рукописи не горят...

Крылатые выражения
Правду говорить легко и приятно

Правду говорить легко и приятно...

Крылатые выражения
Подумаешь, бином Ньютона!

Подумаешь, бином Ньютона!...

Крылатые выражения
Писатель-людовед

Писатель-людовед...

Крылатые выражения
Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего...

Крылатые выражения
Осетрина второй свежести

Осетрина второй свежести...

Крылатые выражения
Эллочка-людоедка

Эллочка-людоедка...

Крылатые выражения
Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут

Никогда и ничего не просите! Сами предложат и...

Крылатые выражения
Не учите меня жить!

Не учите меня жить!...

Крылатые выражения
Молчание ягнят

Молчание ягнят...

Крылатые выражения
Загремим под фанфары!

Загремим под фанфары!...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Вся королевская рать

Вся королевская рать...

Крылатые выражения
Возмутитель спокойствия

Возмутитель спокойствия...

Крылатые выражения
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?

Вино какой страны вы предпочитаете в это время...

Крылатые выражения
Великий и ужасный

Великий и ужасный...

Крылатые выражения
Бальзаковский возраст

Бальзаковский возраст...

Крылатые выражения
Аннушка уже разлила масло

Аннушка уже разлила масло...

Крылатые выражения
А ты азартен, Парамоша!

А ты азартен, Парамоша!...

Крылатые выражения
Аксинья

Аксинья...

Характеристики героев
Аблеухов

Аблеухов...

Характеристики героев
Надо поверить в то, что ты реально достойна лучшего.

Надо поверить в то, что ты реально достойна...

Афоризмы о женщинах