Характеристики героев
138
Не нравится 0 Нравится

Всадник



Всадник — один из двух полярных персонажей стихотворной повести. Появляется во Вступлении в образе безымянного государя, замышляющего на высоком берегу реки близ Финского залива основать великий город, столицу «державы полумира», «в Европу прорубить окно». В финале 1-й части предстает в образе неподвижно-величественной статуи, Медного всадника, «кумира», который в «неколебимой вышине» стоит спиною к бедному чиновнику — дворянину Евгению и с той же самой точки смотрит вдаль, поверх «возмущенной Невы», не обращая внимания на стихию, которая словно бунтует против своего покорителя. Во 2-й части статуя (как это часто у Пушкина случается) оживает и, сойдя с постамента, в свете луны на «звонко-скачущем коне» преследует обезумевшего Евгения, который во время наводнения потерял невесту и бросил вызов «кумиру»: «Ужо тебе!»

Если антагонист В. бедный Евгений не имеет фамилии, то В. — не имеет даже имени. В первых же строках Вступления имя заменяется местоимением «он» («Стоял он, дум великих полн...»). Во 2-й части поэмы эта местоименная конструкция будет повторена («...того, чьей волей роковой / Под морем город основался»). Безымянность героя тем более труднообъяснима, чем привычнее сюжет зачина — Петр I стоит у Финского залива и сквозь убогую природу прозревает будущее великолепие Петербурга. (Непосредственным источником Пушкину послужил тут образ Петра-строителя из очерка «Прогулка в Академию Художеств» К. Н. Батюшкова; но и Батюшков, в свою очередь, опирался на давнюю традицию имперской культуры.) Но Пушкину и этого мало; он последовательно обыгрывает отзвук петровского имени в названии города («петербургская повесть», «Петра творенье», «град Петров», «сон Петра», «Петроград», «Петрополь», «площадь Петрова»). И столь же последовательно уклоняется от прямого именования своего героя. Условно приходится называть его В., поскольку центральным символом поэмы стал именно скульптурный памятник Петру I работы М. Фальконе, установленный на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и изображающий императора верхом на вздыбленном коне; правой рукой он указует путь России. Но, как было сказано, в пространство поэмы он вступает задолго до того, как превращается во В.; с тем же успехом можно было бы назвать его Основателем Города.

Безымянность героя принципиальна; не случайно и раздвоение его образа. Во Вступлении он олицетворяет творческое начало истории; в основном тексте — ее окаменевшее, мертвенное, мстительное состояние. Примирить два эти полюса невозможно; бросать вызов В. — бессмысленно.

Пушкинская мысль погружается в темные глубины исторического процесса, где невозможно однозначное решение. Особенно это заметно на фоне других обращений Пушкина к теме Петра I, как правило беспримесно-сочувственных. А также на фоне образа «идеального правителя» Дука, созданного в стихотворной повести «Анджело». («Анджело» был завершен перед самым началом работы над «Медным всадником».) Если слабоволие Дука куда предпочтительней суровости Анджело, то в «петербургской повести» все смысловые акценты расставлены принципиально иначе.

С одной стороны, В. не только мертвенно-суров, но и (во Вступлении) могуч и даже по-своему прекрасен, хотя именно его волей основан «город под морем», что в конце концов приведет к катастрофе. С другой — он не случайно назван «кумиром», что отсылает читателя к библейскому запрету на сотворение себе кумира (Исх. 20, 4). С третьей — в языке 1-й половины XIX»Шв. эпитет «медный» не нес в себе отрицательной окраски. С четвертой — рядом с В., который олицетворяет безличие государственного могущества, в «Медном всаднике» возникает образ современного государя, который «со славой» правит Россией в год страшного наводнения. Этот государь, подобно В., безымянный и опять же, подобно В., прозрачно связанный со своим историческим «прототипом», Александром!, — безволен, мягок. Он выходит на авансцену сюжета в светло-печальной дымке исторической элегии. «...На балкон / Печален, смутен вышел он / И молвил: с Божией стихией / Царям не совладеть. / Он сел /И в думе скорбными очами / На злое бедствие глядел». Но эти строки взяты в кольцо из жестких, подробных, детальных картин наводнения. «Гроба с размытого кладбища / Плывут по улицам», тут же «На звере мраморном верхом» сидит несчастный Евгений. А посередине этого «антипейзажа» — неприступный дворец, лишенный государственной силы, деятельной энергии, власти. Образ Печального Царя (имя — условно) — не антитеза В.; это его бледная тень. То, что в «Анджело» с его полусказоч-ной-полуигровой атмосферой могло казаться выходом из противоречий, в «Медном всаднике» оборачивается очередной трагедией.

Эта принципиальная смысловая многомер-ность образа В., равно как сложность авторского отношения к бедному Евгению, не могла не породить многочисленные его истолкования.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Дервиш и всадник

Дервиш и всадник...

Восточные притчи
Всадник и змея

Всадник и змея...

Восточные притчи
Богатый и бедный

Богатый и бедный...

Восточные притчи
Справедливость Аллаха

Справедливость Аллаха...

Восточные притчи
Всадник и спящий

Всадник и спящий...

Восточные притчи
Царь и бедный мальчик

Царь и бедный мальчик...

Восточные притчи
Молчаливый шейх

Молчаливый шейх...

Восточные притчи
Как проехать в город

Как проехать в город...

Притчи народов мира
Будь счастлив!

Будь счастлив!...

Притчи народов мира
Всадник, фермер и бедняк

Всадник, фермер и бедняк...

Христианские притчи
Два коня и дорога

Два коня и дорога...

Русские басни
Лентяй и бездельница

Лентяй и бездельница...

Восточные притчи
Кто чужое крадёт, тот своё теряет

Кто чужое крадёт, тот своё теряет...

Восточные притчи
Девочка, которая ждала принца

Девочка, которая ждала принца...

Притчи со смыслом
Вестники новолуния

Вестники новолуния...

Притчи со смыслом
Бриллианты повиновения

Бриллианты повиновения...

Притчи со смыслом
Премудрый Пискарь

Премудрый Пискарь...

Характеристики героев
Понтий Пилат

Понтий Пилат...

Характеристики героев
Незнайка

Незнайка...

Характеристики героев
Кочубей

Кочубей...

Характеристики героев
Каштанка

Каштанка...

Характеристики героев
Евгений

Евгений...

Характеристики героев
Семя раздора

Семя раздора...

Крылатые выражения
Франкенштейн

Франкенштейн...

Крылатые выражения
Четыреста сравнительно честных способов отъема денег

Четыреста сравнительно честных способов отъема...

Крылатые выражения
Отсель грозить мы будем шведу

Отсель грозить мы будем шведу...

Крылатые выражения
Окно в Европу

Окно в Европу...

Крылатые выражения
Я вас люблю, к чему лукавить?

Я вас люблю, к чему лукавить?...

Крылатые выражения
Лошадиная фамилия

Лошадиная фамилия...

Крылатые выражения
Каменный гость

Каменный гость...

Крылатые выражения
Все флаги в гости будут к нам

Все флаги в гости будут к нам...

Крылатые выражения
Каждая женщина – бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя самой.

Каждая женщина – бунтарь по натуре, причем...

Афоризмы о женщинах
Бриллианты повиновения

Бриллианты повиновения...

Притчи со смыслом
Самые древние города мира

Самые древние города мира...

Мир фактов
Хорошие девочки ждут принца на белом коне, плохие – миллионера на черном

Хорошие девочки ждут принца на белом коне,...

Статусы про жизнь
Сфинкс

Сфинкс...

Cимволы и их значения