Характеристики героев
77
Не нравится 0 Нравится

Гарри Галлер



ГАРРИ ГАЛЛЕР (нем. Harry Haller) — герой романа Г.Гессе «Степной волк» (1927). Впервые сопоставление волка, свободного зверя, и затравивших его людей возникло в рассказе «Волк» (1907), затем в короткой новелле «О степном волке», где зверь, выставленный в клетке для забавы публики, носит имя Гарри. Существуют и мифологические параллели, восходящие к древним зооморфным символам. «Степным волком» в романе Гессе назван «человек лет пятидесяти со странной улыбкой», много переживший и во многом разочаровавшийся, одаренный и значительный. История ГГ. изложена в двух планах: неким издателем, которому в руки попали рукописи ГГ.: записки с подзаголовком «только для сумасшедших» и «Трактат о степном волке», и самим ГГ. в этих записках. Герой романа скептически относится к состоянию цивилизации, к миру, в котором он волею судеб вынужден существовать: действие происходит в двадцатые годы. ГГ. считает, что из жизни ушла духовность, что искусство потеряло ориентиры, что «бессмертные» (к ним ГГ. относит в первую очередь Моцарта и Гете) изгнаны из этого мира, их заменяют пошлые суррогаты, вроде безобразного бюста Гете в квартире одного профессора. ГГ. испытывает страшную опустошенность, жизнь потеряла для него смысл, он чувствует себя одиноким степным волком. Не находя ни в чем повода для утешения, ГГ. решает покончить с собой. Стремясь отсрочить это страшное мгновение, он заходит в ресторан «Черный орел», где встречает девушку Термину. С этого момента начинается новая жизнь ГГ.: возвращение к самому себе, духовное раскрепощение, познание смысла бытия в мистическом пространстве «Магического театра». ГГ. не освобождается от своих маний и неврозов, но обретает способность воспринимать жизнь иначе, чем прежде, молодеет, вовлекается в рискованные любовные игры, слушает дурманящую музыку.

Итогом становится приключение на бале-маскараде, где героя приглашают на «небольшой аттракцион». Музыкант Пабло объявляет, что плата за вход — разум, но это не останавливает ГГ. Оказавшись в «Магическом театре», Г.Г убеждается в раздвоенности своей натуры, о которой и раньше знал, но теперь наблюдает воочию: как и у гетевского Фауста, в натуре Г.Г. соседствуют разные души, но не две, как у героя прошлого, а много: в волшебном зеркале Г.Г. видит сначала самого себя как он есть, а потом образ распадается: «от него отделилась вторая фигура, третья, десятая, двадцатая» — ив каждой из них герой узнает себя. Г.Г. предлагается разыграть представление с марионетками, принять участие в кровавой бойне с автомобилями, в финале он должен убить Термину, и все это для того, чтобы потерявший себя, подавленный, желающий уйти из жизни герой вновь привык слушать музыку этой жизни. На последних страницах романа Г.Г. встречается с Моцартом, который недоволен тем, что Г.Г. излишне патетичен, и советует ему обучиться юмору — хотя бы висельника. Пройдя через «ад своего нутра», Г.Г. возрождается и обретает способность продолжать жить, не сгибаясь под тяжестью несчастий и разочарований. «Бессмертные» должны помочь ему. «Моцарт ждал меня», — завершает Г.Г. свои записки.

Образ Г.Г. некоторые исследователи толковали с узкобиографических позиций, связывая сюжет романа с неудачным вторым браком Гессе. Однако смысл образа значительно шире — это размышления о фаустовском человеке на исходе фаустовской цивилизации: недаром в годы, когда Гессе писал роман, Европа зачитывалась книгой Шпенглера «Закат Европы», этим надгробным словом ренессансному гуманизму и индивидуализму. Образ Г.Г. пребывает в русле идей Шпенглера и сходных с ними размышлений Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»).

Лит.: Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970; Павлова Н.С. Герман Гессе // Типология немецкого романа. М., 1987; Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу // Гессе Г. Собр. соч. М., 1994. Т. 1.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Мальчик и волк

Мальчик и волк...

Восточные притчи
Забота о волке

Забота о волке...

Восточные притчи
Два волка

Два волка...

Притчи народов мира
Мечта волка

Мечта волка...

Притчи народов мира
Волк и козлёнок

Волк и козлёнок...

Басни Эзопа
Волк, Коза и Козлёнок

Волк, Коза и Козлёнок...

Басни Лафонтена
Волк и овца

Волк и овца...

Притчи народов мира
Три собаки и волк

Три собаки и волк...

Восточные притчи
Клятва волка

Клятва волка...

Восточные притчи
Пастух и волк

Пастух и волк...

Восточные притчи
Раскаяние волка

Раскаяние волка...

Восточные притчи
Волк и ворон

Волк и ворон...

Восточные притчи
Волк и олень

Волк и олень...

Буддийские притчи
Том Джонс

Том Джонс...

Характеристики героев
Стивен Дедал

Стивен Дедал...

Характеристики героев
Петер Шлемиль

Петер Шлемиль...

Характеристики героев
Мастер

Мастер...

Характеристики героев
Йозеф Кнехт

Йозеф Кнехт...

Характеристики героев
Живаго

Живаго...

Характеристики героев
Дэвид Копперфилд

Дэвид Копперфилд...

Характеристики героев
Дмитрий Карамазов

Дмитрий Карамазов...

Характеристики героев
Грандисон

Грандисон...

Характеристики героев
Гарри Морган

Гарри Морган...

Характеристики героев
Болконский Николенька

Болконский Николенька...

Характеристики героев
Билли Пилигрим

Билли Пилигрим...

Характеристики героев
Сквозь магический кристалл

Сквозь магический кристалл...

Крылатые выражения
Тамбовский волк тебе товарищ!

Тамбовский волк тебе товарищ!...

Крылатые выражения
Рыцарь печального образа

Рыцарь печального образа...

Крылатые выражения
Робинзон

Робинзон...

Крылатые выражения
Нам не страшен серый волк!

Нам не страшен серый волк!...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
В поисках утраченного времени

В поисках утраченного времени...

Крылатые выражения
Без комментариев

Без комментариев...

Крылатые выражения
Анджелина Джоли в 14 лет. Фотосессия Гарри Лэнгдона, 1989 год.

Анджелина Джоли в 14 лет. Фотосессия Гарри...

Жизнь
Волк

Волк...

Cимволы и их значения
Духовность мужчины во многом определяется его отношением к женщине.

Духовность мужчины во многом определяется его...

Статусы про женщин