Характеристики героев
97
Не нравится 0 Нравится

Городничий



ГОРОДНИЧИЙ — центральный персонаж комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция — 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно; довольно сурьезен».

В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В.Н.Турбин, тарахтят звуком «р», как колеса брички: «Я пРигласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет Ревизор». Тарахтенье нарастает: «Ревизор… Ревизор… Ревизор из Петербурга…» «Ревизор» — комедия ошибок. Ошибка, зацепившись за ошибку, наматывает целый снежный ком: Добчинский с Бобчинским заглянули в трактир и увидели того, кто показался им ревизором; Г. приказывает десятским «взять в руки по улице» и вымести город; затем одевает бумажный футляр вместо шляпы; потом пишет записку жене на трактирном счете: «Спешу тебя уведомить, душечка, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек». Далее Г. сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова.

В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.— непонятный и потому страшный: две «необыкновенные крысы… пришли, понюхали — и пошли прочь». Именно Г. первым пускает волну страха, который охватывает город. Вначале он бодрится: «Страху-то нет, а так, немножко». Потом восклицает в «страхе»: «Что вы, господь с вами! это не он». Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. «в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза». Затем Г. слушает Хлестакова, «вытянувшись и дрожа всем телом».

Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т.д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в «Ревизоре» — комедии с пирамидальным построением состава участников. В этом свете Г. являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: «Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет»,— проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе «чертовской концепсии» Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах («Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»); дает оценку человеческим деяниям («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»); следит за соблюдением иерархии своих «ангелов» (Квартальному: «Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!»); воспитывает свое воинство («Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!»). Добавим реплику Г.: «Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!» Между делом Бог комедии — Г. произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: «Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше); «Не нашли другого места упасть!» (растянувшемуся Бобчинскому); «Над собою смеетесь!» Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, «как-то потерялись» (по свидетельству А.Панаевой, дочери актера этого театра Я.Брянского): «Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли».

Комедию «развязывает» (как и «завязывает») именно вопрос и ответ Г.: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчинского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора — потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе «Ревизора». Первыми исполнителями роли Г. были И.И.Сосницкий (Александрийский театр) и М.С.Щепкин (Малый театр). По словам П.Ковалевского, М.С.Щепкин, играя Г., «умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли. Так, слова: «Не погубите, жена, дети…», — произносились им «со слезами и самым несчастным выражением в лице… И этот плут на минуту делается жалок»». В XIX»Шв. эту роль играли П.М.Садовский, И.В.Самарин, К.Н.Рыбаков, А.П.Ленский, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов; в XX»Шв. — И.М.Москвин (1921), Ю.В.Толубеев (1952), И.В.Ильинский (1952), К.Ю.Лавров (1969), А.ДЛапанов (1972).

Лит.: Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М, 1978; Золотусский И.П. Гоголь. М., 1979; Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983; Гоголь и современность. Сборник статей. М., 1985; Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя. М., 1996.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Сын охранника

Сын охранника...

Современные притчи
Хлестаков

Хлестаков...

Характеристики героев
Труффальдино

Труффальдино...

Характеристики героев
Подхалюзин

Подхалюзин...

Характеристики героев
Подколесин

Подколесин...

Характеристики героев
Мухояров Иван Матвеевич

Мухояров Иван Матвеевич...

Характеристики героев
Унтер-офицерская вдова

Унтер-офицерская вдова...

Крылатые выражения
Срывать цветы удовольствия

Срывать цветы удовольствия...

Крылатые выражения
Скучно на этом свете, господа!

Скучно на этом свете, господа!...

Крылатые выражения
Хлестаков

Хлестаков...

Крылатые выражения
Тридцать пять тысяч курьеров

Тридцать пять тысяч курьеров...

Крылатые выражения
Пришли, понюхали и ушли прочь

Пришли, понюхали и ушли прочь...

Крылатые выражения
Поехал для порядка, а возвратился пьян

Поехал для порядка, а возвратился пьян...

Крылатые выражения
Штандарт скачет

Штандарт скачет...

Крылатые выражения
Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь

Отсюда хоть три года скачи, ни до какого...

Крылатые выражения
Эк куда метнул!

Эк куда метнул!...

Крылатые выражения
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо...

Крылатые выражения
Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога

Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога...

Крылатые выражения
Не по чину берешь!

Не по чину берешь!...

Крылатые выражения
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!...

Крылатые выражения
Мы удалимся под сень струй

Мы удалимся под сень струй...

Крылатые выражения
Музыка играет, штандарт скачет

Музыка играет, штандарт скачет...

Крылатые выражения
Мертвые души

Мертвые души...

Крылатые выражения
Легкость в мыслях необыкновенная

Легкость в мыслях необыкновенная...

Крылатые выражения
Кто раньше сказал «э»

Кто раньше сказал «э»...

Крылатые выражения
Именины на Антона и Онуфрия

Именины на Антона и Онуфрия...

Крылатые выражения
И вольтерьянцы напрасно против этого говорят

И вольтерьянцы напрасно против этого говорят...

Крылатые выражения
Держиморда

Держиморда...

Крылатые выражения
Городничему всегда место найдется

Городничему всегда место найдется...

Крылатые выражения
Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите

Ваше благородие завсегда без дела лаяться...

Крылатые выражения
В детстве мамка ушибла

В детстве мамка ушибла...

Крылатые выражения
Большому кораблю — большое плавание

Большому кораблю — большое плавание...

Крылатые выражения
Ах, какой пассаж!

Ах, какой пассаж!...

Крылатые выражения
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

Александр Македонский герой, но зачем же...

Крылатые выражения
А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!...

Крылатые выражения
Когда читаешь, у тебя в голове будто целый мир создается, причем твой собственный мир, понимаешь?  Он ни от кого и ни от чего не зависит – ни от режиссеров, ни от актеров, ни от бюджетов, ни от спецэффектов – только от тебя!

Когда читаешь, у тебя в голове будто целый мир...

Цитаты из книг