Характеристики героев
94
Не нравится 0 Нравится

Густав Фон Ашенбах



ГУСТАВ ФОН АШЕНБАХ (нем. Gustavvon Aschenbach) — герой новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции» (1911). По признанию писателя, существенное влияние на образ ГА. оказала «изнуряюще яркая индивидуальность» композитора Густава Малера, скончавшегося в 1911 г., вскоре после того, как Т.Манн познакомился с ним в Мюнхене. «Я не только дал своему охваченному вакханалией распада герою имя этого великого музыканта, но и наделил его при описании его внешности чертами Малера в полной уверенности, что при такой зыбкой и скрытной связи вещей об узнавании со стороны читающей публики не может быть и речи»,— писал Т.Манн художнику В.Борну 18 марта 1921 г. Причиной подобного признания, сделанного десять лет спустя после опубликования новеллы, послужили девять цветных литографий к «Смерти в Венеции», выполненных В.Борном, придавшим ГА. сходство с Г.Малером. Приведенное свидетельство помогает понять, почему Л.Висконти, экранизировавший новеллу Т.Манна в 1971 г., превратил ГА. из писателя в композитора, ввел в свой фильм эпизоды из романа Т.Манна «Доктор Фаустус» и использовал в фильме фрагменты из третьей и пятой симфоний Г.Малера.

Для понимания образа ГА. необходимо иметь в виду еще одно признание автора: в период работы над «Смертью в Венеции» он пять раз перечитал «Избирательное сродство» И.В.Гете, ибо первоначально задумывал написать новеллу о безответной любви старика Гете к Ульрике фон Леветцов, и только «одно лирическиличное дорожное переживание» надоумило его «заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви».

В результате героем новеллы «о страсти как смятении и унижении» стал ГА.— стареющий писатель, автор всемирно известной эпопеи о жизни Фридриха Прусского, терпеливый художник, являющий собой «сочетание трезвой, чиновничьей добросовестности с темными и пламенными импульсами». Поддавшись внезапному порыву, ГА. приезжает в Венецию, где в отеле на Лидо встречает аристократическое польское семейство, состоящее из матери, трех молоденьких девушек и мальчика лет четырнадцати необычайной красоты. Встреча с Тадзио, так зовут незнакомца, пробуждает в душе ГА. неведомые ранее мысли и чувства. Впервые в жизни он начинает постигать красоту как единственно зримую и осязаемую форму духовности, как «путь чувственности к духу».

Художник, на протяжении всего своего творчества убеждавший читателя, «что все великое утверждает себя как некое «вопреки» — вопреки горю и муке, вопреки бедности, заброшенности, телесным немощам, страсти и тысячам препятствий», ГА. не может и не хочет противостоять хмельному восторгу охватившей его страсти — страсти к чувственной красоте, которую художник может воспеть, но не в состоянии воссоздать.

Окружающая действительность воспринимается им мифически преображенной. Он видит Тадзио то в образе Гиацинта, осужденного умереть, потому что его любят два бога; то в облике прекрасного Федра, которого Сократ обучает тоске по совершенству и добродетели; то в роли Гермеса Психолога — проводника душ в царство мертвых.

Поклонник Аполлона — этого светлого гения принципа индивидуальности, божества нравственного, требующего от своих последователей меры и самоограничения, как представлял его Ф.Ницше, - ГА. не в силах противиться охватившей его страсти, ломающей упорное сопротивление его интеллекта, разрушающей все сдерживающие индивидуума границы. История безысходной любви ГА. к прекрасному Тадзио, разворачивающаяся на фоне зараженной холерой Венеции, находящая выход только через смерть, наряду с «Будденбро-ками», «Доктором Фаустусом» и отрывком «Гете и Толстой. К проблеме гуманизма» отражает важнейшую проблему творчества писателя, — проблему величайшей противоположности природы и духа, жизни и художественного творчества. Позднее, в «Размышлениях постороннего», Т.Манн сформулировал ее следующим образом: «Два мира, взаимоотношения которых эротичны, без явственной полярности полов, без того, чтобы один мир представлял мужское начало, а другой — женское, — вот что такое жизнь и дух. Поэтому у них не бывает слияния, а бывает лишь короткая опьяняющая иллюзия слияния и согласия, и между ними царит вечное напряжение без разрешения…»

Лит.: Манн Т. Письма. М., 1975; Русакова А.В. Томас Манн. Л., 1975.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Почему люди боятся смерти

Почему люди боятся смерти...

Притчи со смыслом
Эрик XIV

Эрик XIV...

Характеристики героев
Шарлотта Кестнер

Шарлотта Кестнер...

Характеристики героев
Федериго Дельи Альбериги

Федериго Дельи Альбериги...

Характеристики героев
Учитель Гнус

Учитель Гнус...

Характеристики героев
Тонио Крегер

Тонио Крегер...

Характеристики героев
Рычалов

Рычалов...

Характеристики героев
Племянник Рамо

Племянник Рамо...

Характеристики героев
Дидерих Геслинг

Дидерих Геслинг...

Характеристики героев
Грегориус

Грегориус...

Характеристики героев
Валленштейн

Валленштейн...

Характеристики героев
Баушан

Баушан...

Характеристики героев
Сто тысяч почему

Сто тысяч почему...

Крылатые выражения
Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика

Смерть одного человека — это смерть, а смерть...

Крылатые выражения
Следствие закончено: забудьте

Следствие закончено: забудьте...

Крылатые выражения
«Сатурн» почти не виден

«Сатурн» почти не виден...

Крылатые выражения
Фантомас разбушевался

Фантомас разбушевался...

Крылатые выражения
Тартарен из Тараскона

Тартарен из Тараскона...

Крылатые выражения
Родина или смерть!

Родина или смерть!...

Крылатые выражения
Пылинка дальних стран

Пылинка дальних стран...

Крылатые выражения
По большому счету

По большому счету...

Крылатые выражения
Первая леди страны

Первая леди страны...

Крылатые выражения
Партия умеренного порядка в рамках закона

Партия умеренного порядка в рамках закона...

Крылатые выражения
Партия — не дискуссионный клуб

Партия — не дискуссионный клуб...

Крылатые выражения
Не запугаете!

Не запугаете!...

Крылатые выражения
Момент истины

Момент истины...

Крылатые выражения
Между молотом и наковальней

Между молотом и наковальней...

Крылатые выражения
Манна небесная

Манна небесная...

Крылатые выражения
Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет

Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за...

Крылатые выражения
Игра в бисер

Игра в бисер...

Крылатые выражения
Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы

Есть человек — есть проблема, нет человека —...

Крылатые выражения
Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять

Глупость — дар Божий, но не следует им...

Крылатые выражения
Вверх по лестнице, ведущей вниз

Вверх по лестнице, ведущей вниз...

Крылатые выражения
В туфлях и халате

В туфлях и халате...

Крылатые выражения
Аннушка уже разлила масло

Аннушка уже разлила масло...

Крылатые выражения
Адриан Леверкюн

Адриан Леверкюн...

Характеристики героев