Характеристики героев
54
Не нравится 0 Нравится

Демон



ДЕМОН — герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.

В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.

В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.

Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.

Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.

В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.

Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д., в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.

С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.

Образ лермонтовского Д. был воплощен в опере А.Г.Рубинштейна «Демон» (1871-1872).В либретто П.А.Висковатова отсечены мотивы «познанья и свободы», вражды с небом, проигнорировано философское содержание поэмы. «Златокованый» лермонтовский стих значительно разбавлен низкопробными вставками. Огромный диапазон чувствований вселенского изгнанника сведен к обыденному любовному чувству, что превратило Д. в банального соблазнителя.

Д. Рубинштейна заново обрел масштаб лермонтовского образа в трагических интонациях Ф.И.Шаляпина (1904), который сотворил «поверх» оперного текста образ духа отрицания, ищущего очищения любовью. Шаляпинский Д. берет начало в безднах личности самого артиста. Недаром он говорил: «Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает».

Другим воплощением героя Лермонтова стали полотна М.А.Врубеля «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899), «Демон поверженный» (1902) и его акварельные иллюстрации к поэме (1891). Кисть мастера сотворила Д. из элементов стихий, из осколков гор и самоцветов, струй воды и бликов воздуха, отсветов огня, ночных теней и мерцания светил. У Врубеля Д. предстает воплощением вечной борьбы «мятущегося человеческого духа», не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.

Лит.: Докусов A.M. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» // Русская литература. 1960, №4; Манн Ю.В. «Демон» // Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 213-232.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Клятва для демона

Клятва для демона...

Восточные притчи
Демон и ученик

Демон и ученик...

Восточные притчи
Два демона

Два демона...

Восточные притчи
Соответствие характеристике

Соответствие характеристике...

Притчи Конфуция
Демон и священные предметы

Демон и священные предметы...

Индийские притчи
Ценность общения с чистыми преданными

Ценность общения с чистыми преданными...

Индийские притчи
Обезоруживающая улыбка

Обезоруживающая улыбка...

Индийские притчи
Неудобное положение тела

Неудобное положение тела...

Даосские притчи
Чонгурист и демон

Чонгурист и демон...

Восточные притчи
Маленький мальчик и большая черепаха

Маленький мальчик и большая черепаха...

Буддийские притчи
Юрий Милославский

Юрий Милославский...

Характеристики героев
Чиполлино

Чиполлино...

Характеристики героев
Франкенштейн

Франкенштейн...

Характеристики героев
Тимур

Тимур...

Характеристики героев
Тамара

Тамара...

Характеристики героев
Муладева

Муладева...

Характеристики героев
Бим

Бим...

Характеристики героев
Арбенин

Арбенин...

Характеристики героев
Уж не жду от жизни ничего я

Уж не жду от жизни ничего я...

Крылатые выражения
Сладкая женщина

Сладкая женщина...

Крылатые выражения
Положение хуже губернаторского

Положение хуже губернаторского...

Крылатые выражения
Положение обязывает

Положение обязывает...

Крылатые выражения
Подожди немного, отдохнешь и ты

Подожди немного, отдохнешь и ты...

Крылатые выражения
Я тот, кого никто не любит

Я тот, кого никто не любит...

Крылатые выражения
Мефистофель

Мефистофель...

Крылатые выражения
Лучших дней воспоминания

Лучших дней воспоминания...

Крылатые выражения
Герой нашего времени

Герой нашего времени...

Крылатые выражения
Генералы всегда готовятся к прошлой войне

Генералы всегда готовятся к прошлой войне...

Крылатые выражения
Вещь в себе

Вещь в себе...

Крылатые выражения
Без руля и без ветрил

Без руля и без ветрил...

Крылатые выражения
В жизни нет ничего лучше собственного опыта.

В жизни нет ничего лучше собственного опыта....

Афоризмы о жизни
Сколько ни читай, каково бы ни было воображение, ничто не может заменить собственного опыта.

Сколько ни читай, каково бы ни было...

Цитаты из книг / Цитаты о жизни
Притча

Притча "Демон и девушка"...

Притчи о счастье
Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.

Безвыходным мы называем положение, выход из...

Афоризмы о жизни
Если мужчина, которого мы, в сущности, едва знаем, позвонит нам...

Если мужчина, которого мы, в сущности, едва...

Cтатусы про секс
Джентльмен использует беззащитное положение женщины лишь в том случае, если сам поставил ее в такое положение.

Джентльмен использует беззащитное положение...

Статусы про отношения