Характеристики героев
154
Не нравится 0 Нравится

Игорь Святославич



ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ — герой памятника древнерусской литературы XII»Шв. «Слово о полку Игореве». (Точная дата создания анонимного произведения неизвестна. Большинство исследователей относят появление «Слова» в Киево-Черниговской Руси ко времени между 1185 г. и 90-ми гг. XII»Шв. Многочисленные попытки атрибуции и определения жанра памятника не привели к однозначным результатам. Единственный список «Слова» (как полагают, XVI»Шв.) был обнаружен в составе сборника, приобретенного графом А.И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского в конце XVIII»Шв. В 1796 г. была снята писарская копия в дар Екатерине II. Впервые «Слово» опубликовано в 1800 г. Рукопись погибла в московском пожаре 1812 г.) И.С. (христианское имя Георгий) — новго-род-северский князь, реальное историческое лицо (до XVII»Шв. древнерусская литература не знала вымышленных и типизированных героев). Родился 2 апреля 1151г. Сын черниговского князя Святослава Ольговича; внук родоначальника черниговских Ольговичей, князя-крамольника, неизменного противника Владимира Мономаха Олега Святославича (в «Слове» назван Гориславичем). И.С. был женат на дочери Ярослава Владимировича Галицкого (см. Ярославна). После смерти старшего брата (1180) стал держителем Новгород-Север-ской земли. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, в 1181 г. в союзе с ханами Кончаком и Кобяком участвовал в борьбе князей на стороне Святослава Всеволодовича. Не присоединился к коалиционному походу под предводительством этого киевского князя (1184), а пошел на половцев в окружении ближайших родственников. Поэтическим откликом на этот трагический поход и явилось «Слово». Опрометчивая экспедиция И.С. завершилась небывалым поражением русских и пленением всех князей, последовавших за И.С. (Всеволода Святославича Курского — брата И.С., Владимира Игоревича Путивльского — сына И.С., Святослава Ольговича Рыльского — племянника И.С.). В начале похода, состоявшегося в апреле 1185 г., ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда дружины углубились в степи, произошло солнечное затмение. Астральные явления оценивались на Руси как предвестие беды, им придавалось провиденциальное значение. И.С. решает продолжить движение, желание славы «ему знамение заступи». В первом бою с половцами русские одержали победу, захватили богатую добычу. Однако во второй битве на берегу Каялы, длившейся три дня, были наголову разбиты объединенными силами многих ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, И.С. пользовался относительной свободой и вскоре сумел бежать на Русь с помощью половца по имени Овлур, после чего оказался в Киеве. Дальнейшая судьба И.С. не нашла отражения в «Слове». Из летописей известно, что в 1198 г. он стал черниговским князем. Умер в декабре 1202 г. Трагична судьба троих его сыновей: в 1211 г. Роман, Святослав и Ростислав, потерпевшие неудачу в борьбе за обладание Галицким княжеством, были повешены галицкими боярами. «Слово» рисует И.С. мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в битве его брата Буй-Тура Всеволода), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается автором: «храбрый Святославич», «Олегово храброе гнездо», «храбрый полк», «храбрые русичи». Даже в «золотом слове» Святослава Всеволодовича («Тогда великий Святъславъ изрони злато слово с слезами смешено»), где киевский князь корит И.С. за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, содержится признание отваги участников сепаратного похода: «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена». Великий князь призывает отомстить за раны И.С. Симпатия автора к И.С., «иже истягну умъ крепостию своею и поостри сердца своего мужествомъ», безусловна. В роковые минуты затмения И.С. с непоколебимостью говорит воинам: «Луце жъ бы потягу быти, неже полонену быти… Хощу главу свою приложите, а любо испити шеломомь Дону». Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду. Вместе с тем автор «Слова» осуждает недальновидность И.С. Жажда славы приводит героя к трагическим переменам в судьбе: князь пересел «изъ седла злата, а въ седло кощиево» (рабское). Своим поступком князь открыл дорогу на Русь новым набегам, пробудил горе, беду и «коварство», которые усыпил Святослав Киевский. Поражение И.С.— повод для поэтических раздумий автора о всей Русской земле, раздираемой феодальной раздробленностью: «И начяша князи про малое «се великое» млъвити, а сами на себе крамолу ковати». Автор призывает князей к единению. «Кают» И.С. и представители окрестных народов, «немцы, венедицы, греци и морава», сама природа противится намерениям князя, предупреждает его. Так, опираясь на народнопоэтические традиции, создатель «Слова» показывает всю пагубность поступков новгород-северского князя. В результате поражения все объято печалью, тоска разлилась по Русской земле, «въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми», «ничить трава жало-щами, а древо с тугою к земли преклонилось». Но когда И.С. бежит из плена, все изменяется. На смену печали приходит радость («страны ради, гради весели»), а силы природы помогают ему, бог указывает беглецу путь домой. Столь же контрастна и световая образность. Тьма затмения, черные тучи угрозы, мрак поражения («оба багряная стлъпа погасоста» — И.С. и Всеволод) сменяются в образном строе памятника светом, когда И.С. оказывается на свободе: «Солнце светится на небесе,— Игорь князь въ Руской земли». Финал «Слова» радостен. Автор славит И.С. и участников похода. За два столетия, минувших с момента опубликования памятника, «Слово» породило огромную исследовательскую и научно-популярную литературу. Возникла особая отрасль гуманитарного знания. Трудности изучения и комментирования (наличие «темных мест») текста «Слова» проявились в неоднозначном толковании образа главного героя. Одни исследователи оценивают И.С. как пламенного патриота, другие — показывают всю сложность и противоречивость устремлений князя. Так, Д.С.Лихачев полагает, что И.С., действуя в согласии со всеми русскими князьями, решительно порывает со своими недавними союзниками половцами. Б.А.Рыбаков же делает больший акцент на эгоистической природе поступков князя. Помимо «Слова» события похода 1185 г. и судьба И.С. отражены в традиционных летописных повестях. Они используются обычно в качестве исторического комментария к тексту памятника. Южнорусская (Ипатьевская летопись нач. ХУв.) и севернорусская (Лавренть-евская летопись 1377 г.) повести различаются по объему, художественности, идейной направленности. С конца XVIII»Шв. к тексту памятника обращались многие писатели. Поэтические переложения, мотивы и образы, реминисценции «Слова» в литературе нового времени сами по себе стали предметом изучения. Восемнадцать лет работал над оперой «Князь Игорь» А.П.Бородин (1869-1887). Образами «Слова» вдохновлялись художники. Известнейшим откликом на поэму стала картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича» (1880). Герой «Слова» запечатлен на гравюрах И.Я.Билибина (1929) и В.А.Фаворского (1950-е гг.), полотнах Н.К.Рериха, И.С.Глазунова, В.Назарука и др. Эскизы костюмов к опере А.П.Бородина выполнили К.А.Коровин и Н.К.Рерих. Среди множества иллюстраций выделяются работы палешанина И.И.Голикова (1934). Гениальное произведение эпохи расцвета средневековой культуры, а также последующие поэтические отклики на «Слово» в культуре нового времени обессмертили имя одного из удельных князей XII»Шв. В результате И.С. занял в памяти потомков место наряду с выдающимися деятелями Древней Руси.

Лит.: Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке. Краткий энциклопедический словарь под ред. Л.А.Дмитриева. Минск, 1989; Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. М., 1982; Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985; Пауткин А.А. Мотив объединения князей-братьев в «Слове о полку Игореве» и памятниках его времени // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 198S, №4; Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991; Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 1-5.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Информационный наставник

Информационный наставник...

Притчи о работе
Мысль и Слово Бога

Мысль и Слово Бога...

Христианские притчи
Ярославна

Ярославна...

Характеристики героев
Ярослав Осмомысл

Ярослав Осмомысл...

Характеристики героев
Святослав III Всеволодович

Святослав III Всеволодович...

Характеристики героев
Олег Гориславич

Олег Гориславич...

Характеристики героев
Овлур

Овлур...

Характеристики героев
Наполеон

Наполеон...

Характеристики героев
Мономах Владимир Всеволодович

Мономах Владимир Всеволодович...

Характеристики героев
Кутузов

Кутузов...

Характеристики героев
Лиза

Лиза...

Характеристики героев
Изяслав Василькович

Изяслав Василькович...

Характеристики героев
Игорь Святославич

Игорь Святославич...

Характеристики героев
Дмитрий Донской

Дмитрий Донской...

Характеристики героев
Всеволод Большое Гнездо

Всеволод Большое Гнездо...

Характеристики героев
Всеволод

Всеволод...

Характеристики героев
Ветер-Ветрило

Ветер-Ветрило...

Характеристики героев
Бояре

Бояре...

Характеристики героев
Боян

Боян...

Характеристики героев
Багратион

Багратион...

Характеристики героев
Слово и дело

Слово и дело...

Крылатые выражения
Сезам, откройся (отворись)!

Сезам, откройся (отворись)!...

Крылатые выражения
Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его

Философы лишь различным образом объясняли мир;...

Крылатые выражения
Растекаться мыслью по древу

Растекаться мыслью по древу...

Крылатые выражения
Погибоша аки обри

Погибоша аки обри...

Крылатые выражения
Шемякин суд

Шемякин суд...

Крылатые выражения
Отдать на поток и разграбление

Отдать на поток и разграбление...

Крылатые выражения
Я и сам шутить не люблю, и людям не дам

Я и сам шутить не люблю, и людям не дам...

Крылатые выражения
Ни сна, ни отдыха измученной душе

Ни сна, ни отдыха измученной душе...

Крылатые выражения
Иду на «вы»

Иду на «вы»...

Крылатые выражения
Дураков не пашут, не сеют, они сами родятся

Дураков не пашут, не сеют, они сами родятся...

Крылатые выражения
Домострой

Домострой...

Крылатые выражения
Где уж нам, дуракам, чай пить

Где уж нам, дуракам, чай пить...

Крылатые выражения
Волшебное слово

Волшебное слово...

Крылатые выражения
Веселие Руси есть пити

Веселие Руси есть пити...

Крылатые выражения
В начале было слово

В начале было слово...

Крылатые выражения