Характеристики героев
164
Не нравится 0 Нравится

Клеопатра



КЛЕОПАТРА (англ. Cleopatra) —

1) героиня трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» (1606-1607). Исторический прототип: Клеопатра VII (69-30 до н.э.), царица Египта, возлюбленная Юлия Цезаря и Антония. Это второй после леди Макбет образ «роковой» женщины в творчестве Шекспира. И приближенные Октавия Цезаря, и соратники Антония дружно клянут К., называя ее «египетской колдуньей», «ведьмой», «змеей». Одновременно все признают красоту и волшебное обаяние К., завидуя «счастливцу» Антонию. Любовь и политика для К. неразрывны: поработив своими этому настаивает на морском сражении, губительном для римского полководца, а затем бежит с поля битвы, желая сохранить свои войска. Отсюда же и ее измены: она вступает в переговоры с одержавшим победу Цезарем и ведет с ним сложную игру даже после гибели любимого, пытаясь сохранить царство и выторговать хоть часть своих богатств. Вместе с тем корыстолюбивая и хищная К. искренне раскаивается, узнав о самоубийстве Антония. В последние минуты жизни она думает только о нем и спешит соединиться с ним в смерти. Перед лицом поражения К. обретает благородство и величие: ей невыносима мысль, что она станет посмешищем римской черни, когда ее поведут за триумфальной колесницей. Обманув бдительность стражи, К. умирает от змеиного укуса, и даже враги не могут скрыть восхищения перед мужеством слабой женщины. Цезарь повелевает похоронить любовников с почестями и в одной могиле. Образ К. имеет богатую сценическую историю: одной из самых ярких исполнительниц этой роли была великая итальянская актриса Элеонора Дузе (1888).

Лит.: Гейне Г. Клеопатра («Девушки и женщины Шекспира», 1838) // Собр. соч. М, 1958. Т .7.

2) Героиня пьесы («истории») Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра» (1898). Название пьесы напоминает о шекспировской трагедии, некоторые черты юной героини Шоу можно найти в надменной египетской царице Шекспира. Два английских драматурга запечатлели начало и конец ее жизни. В последней сцене Шоу не случайно дает отсылку к произведению своего предшественника: Цезарь обещает прислать Клеопатре из Рима подарок, о котором она мечтает, — Марка Антония, и с грустной иронией наблюдает ее радость, как будто предвидя последствия их будущей встречи. Начинается же пьеса с того, что Юлий Цезарь находит между каменных лап сфинкса испуганную девочку, убежденную, что римляне — людоеды и ее непременно съедят. Этого «глупого котенка» он постарается превратить в подлинную царицу, и не его вина в том, что они слишком по-разному понимают принципы управления людьми и государством. Образ К. получился у Шоу необычайно живым, хотя и не всегда привлекательным: шестнадцатилетняя царица капризна, самоуверенна, жестока и абсолютно убеждена в том, что править означает заставлять и наказывать, в то время как Цезарь предпочитает убеждать и поощрять. Но К. способна быть и решительной, и неожиданно проницательной; она многому научилась у Цезаря, с каждым своим появлением она предстает прежней и уже немного другой. Она меняется, превращаясь из ребенка в обольстительную женщину, умную, изменчивую, способную заставить окружающих считаться с собой. Поначалу она еще боится свою няньку Фтататиту, ничего не делает без ее одобрения, позже начинает отдавать ей приказы и подчиняет себе. Цезарь легко читает мысли К., но пройдет совсем немного времени, и он перестанет ее понимать — царица научилась скрывать свои намерения и обманывать даже всеведущего римлянина. О любви между Цезарем и К. нет речи: он для нее бог, перед которым можно только преклоняться, к тому же героине кажется, что она любит Марка Антония, которого видела еще в детстве. Цезарь же хочет сделать из К. свою ученицу, в будущем гуманного и справедливого правителя. Из этого ничего не получается, он ошибся в выборе. Для Цезаря не существует понятий мести или кары,— К. приказывает тайно убить человека, посмевшего плохо говорить о ней с Цезарем. Шоу демонстрирует в своей пьесе два разных типа правителя, и сравнение оборачивается не в пользу К. Впрочем, у нее есть преимущество перед Цезарем — впереди у нее вся жизнь, царствование под защитой римских мечей, встреча с Марком Антонием. После Шоу образ К. не был забыт искусством. Египетская царица, о которой рассказывали столько легенд, по-прежнему жила в театре, появляясь то в трагедии Шекспира, то в пьесе Шоу. В 1934 г. А.Я.Таиров осуществил в Камерном театре грандиозный замысел, соединивший в одном спектакле несколько произведений, посвященных К. — прологом служили сцены из «Цезаря и Клеопатры» Б.Шоу, где героиня появляется еще девочкой и только учится быть царицей; «Египетские ночи» А.С.Пушкина стали интермедией, рассказывающей о годах, предшествующих ее встрече с Антонием; затем шла трагедия Шекспира «Антоний и Клеопатра». Постановка назвалась «Египетские ночи», художником был В.Ф.Рындин, придумавший декорацию, в которой пирамида и сфинкс были объединены в единую конструкцию. Роль Клеопатры играла А.Г.Коонен. Кинематограф также не смог устоять перед обаянием знаменитой египтянки, в том же 1934 г. появился фильм режиссера Де Милля «Клеопатра», в 194S г. режиссер Г.Паскаль экранизировал пьесу Шоу (в роли К. — Вивьен Ли), а в 1963 г. Д.Л.Манкиевич выпустил грандиозную ленту «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Этот фильм до сих пор вызывает восхищение размахом сцен, невероятными костюмами, пышностью постановки.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Мужчины используют любовь, чтобы сохранить секс. Женщины используют секс, чтобы сохранить любовь.

Мужчины используют любовь, чтобы сохранить...

Статусы про женщин / Статусы о мужчинах / Cтатусы про секс
Фигурка Святого Дитя

Фигурка Святого Дитя...

Притчи народов мира
Путь к спасению

Путь к спасению...

Христианские притчи
Пусть все спасутся, один я погибну

Пусть все спасутся, один я погибну...

Христианские притчи
Пророчество аввы Антония

Пророчество аввы Антония...

Христианские притчи
Книга Антония Великого

Книга Антония Великого...

Христианские притчи
Искушения Антония Великого

Искушения Антония Великого...

Христианские притчи
Бесстрастие камня

Бесстрастие камня...

Христианские притчи
Александрийский кожевник

Александрийский кожевник...

Христианские притчи
Юдифь

Юдифь...

Характеристики героев
Цезарь

Цезарь...

Характеристики героев
Химена

Химена...

Характеристики героев
Титания

Титания...

Характеристики героев
Тит Андроник

Тит Андроник...

Характеристики героев
Тимон Афинский

Тимон Афинский...

Характеристики героев
Ричард II

Ричард II...

Характеристики героев
Просперо

Просперо...

Характеристики героев
Петруччо

Петруччо...

Характеристики героев
Макбет и Леди Макбет

Макбет и Леди Макбет...

Характеристики героев
Корделия

Корделия...

Характеристики героев
Карл Моор

Карл Моор...

Характеристики героев
Генрих VIII

Генрих VIII...

Характеристики героев
Генрих V

Генрих V...

Характеристики героев
Генрих IV

Генрих IV...

Характеристики героев
Брут

Брут...

Характеристики героев
Антоний

Антоний...

Характеристики героев
Андромаха

Андромаха...

Характеристики героев
Филиппика

Филиппика...

Крылатые выражения
Перейти Рубикон

Перейти Рубикон...

Крылатые выражения
Жребий брошен

Жребий брошен...

Крылатые выражения
Жена Цезаря должна быть выше подозрений

Жена Цезаря должна быть выше подозрений...

Крылатые выражения
Ганнибал у ворот

Ганнибал у ворот...

Крылатые выражения
А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете...

Крылатые выражения
Агнеса Бернауэр

Агнеса Бернауэр...

Характеристики героев
Теряя любовь женщины, можно обвинить только самого себя за неумение сохранить эту любовь.

Теряя любовь женщины, можно обвинить только...

Афоризмы о женщинах
Клеопатра

Клеопатра...

Мифы Древнего Египта