Характеристики героев
94
Не нравится 0 Нравится

Кориолан



КОРИОЛАН (англ. Coriolanus) — герой трагедии У.Шекспира «Кориолан» (1608). Историческим прототипом является Кай Марций Кориолан — римский полководец, о жизни которого сохранились полулегендарные предания. В 493 г. до н.э. он, еще будучи юношей, отличился при взятии Кориол, после чего и стал называться К. В 491 г. был изгнан из Рима за то, что предложил во время голода повысить цены на казенный хлеб. Попытался отомстить Риму, но в последний момент принял решение пощадить город. После этого, по одной версии, его убили пришедшие с ним разгневанные вольски, по другой — он дожил в изгнании до глубокой старости. Его биография содержится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха (110-115), которые явились источником для шекспировского сюжета. Во многом следуя за Плутархом в создании образа К., Шекспир тем не менее придал ему ряд характерных черт. Если у Плутарха К.— грубый воин, нелюдим, то К. Шекспира окружен друзьями, любим близкими, пользуется уважением сограждан, за исключением своих политических соперников — народных трибунов. Шекспир показывает его храбрость, способность на добрый поступок. Образ К. стал воплощением человека, стремящегося во что бы то ни стало следовать своим собственным представлениям о жизни. Будучи великолеп- 211 ным воином и полководцем, он начисто лишен способности участвовать в борьбе за политическую власть, когда необходимо поступаться своей гордостью, играть роль перед толпой, плебсом. И это губит его — римляне изгоняют К., обвинив в высокомерии и презрении к народу. Тете по этому поводу отметил, что Шекспир противопоставляет К. низшие классы, отказывающиеся признавать превосходство лучших представителей своего народа. Изгнанный К. в жажде мщения обращается к своим недавним врагам, вольскам, и идет с ними на Рим. Однако его семье удается уговорить К. отказаться от задуманного — он отступает и гибнет от мечей разгневанных вольсков. Шекспир оправдывает героя тем, что он совершил измену в страстном порыве оскорбленной гордости. К. искупает эту измену ценой жизни. По мнению Томаса Элиота, в образе К. Шекспир доводит до апогея свое трагическое вдохновение, выводя трагедию за пределы просто человеческой жалости. Трагичен не столько сам К., сколько его взаимоотношения с людьми. Это трагедия личности и социума. Художественная особенность образа К., в отличие от других трагических героев Шекспира, заключается в том, что драматург раскрывает его характер не путем показа внутренних переживаний, а через взаимодействие с окружающими персонажами. К. у Шекспира во многом схож с образом Юлия Цезаря. Знаменательно, что одному из народных трибунов, непримиримых врагов К., драматург присваивает имя Брута. Но если Цезарю противостоят республикански настроенные патриции, то К.— римский народ, плебс. По меткому выражению Дж.Гольдберга, Юлий Цезарь и К. демонстрируют парадоксальную связь между «демонстрацией силы и силой демонстрации». Такая заостренность проблемы «героя и социума» породила множество противоречивых толкований образа К., особенно в XX веке.

Литературоведы-психоаналитики считают, что К.— образ мужчины, психологически полностью подчиненного влиянию матери и, вследствие этого, никак не могущего обрести «нормальную» мужественность. Это, по их мнению, толкает К. на воинские подвиги и лишает его возможности каких-либо компромиссов. К. предстает человеком, жаждущим освободиться от чужих влияний и воль, стать самим собой. Однако большинство шекспироведов считают, что такая трактовка образа К. расходится с собственными шекспировскими представлениями о классических героях. В русской литературе XIX века поэт А.И.Полежаев (1805-1838) образу К. посвятил романтическую поэму «Кориолан» (1838). При создании поэмы Полежаев, видимо, в качестве источников использовал и биографию Плутарха, и трагедию Шекспира. Вся поэма построена как романтическое воспоминание о былом и невозвратимом величии древнего Рима и его героев. В трактовке образа К. Полежаев практически целиком следует за Шекспиром, однако его отношение к К., как к романтическому герою, более сочувственное. В литературе середины XX века образ К. трактуется резко отрицательно — он предстает в качестве своего рода фашиствующего (в духе Муссолини) диктатора. Напр., Т.С. Элиот пишет стихотворение «Кориолан» (1931-1932), в котором рисует гротескную картину толпы, застывшей в метафизическом ожидании вождя, у которого «нет вопросительности в глазах», но который украдкой молит Господа: «Возвести, что мне возвещать!» Б.Брехт и К.Ирд даже вносили изменения в текст театральных постановок, чтобы подчеркнуть отрицательные черты К. Ю.Гинзбург упрекал К. за то, что его действия определяются прежде всего кодексом славы ради славы, чести ради чести, что он совершает подвиги не во имя Рима, а во имя своей всепожирающей гордости. Начиная с 70-х годов (театр «новой волны») происходит «реабилитация» образа К.— в нем видят трагедию человека, чужого людям, среди которых он находится, чужого времени и пространству, в которых он живет. Ответственным за трагедию признается не только сам К., но и социум, который ответствен за судьбу индивида, за то, в какой мере он может реализовать свои «божественные потенции» (М.А.Барг).

Лит.: Мельникова С. «Кориолан» на советской сцене // Шекспировские чтения. М., 1990; «Coriolanus» (Shakespeare). Ed. by C.J.Partridge. Oxford, 1970; The Twentieth Century Interpretations of «Coriolanus». Ed. by James E. Phillips. New Jersey, 1970; Coppelia Kahn. Man’s Estate: Masculine identity in Shakespeare. 1981; Janet Adelman. Ager’s My Meat: Feeding, Dependency and Aggression in Coriolanus // The Design Within: Psychoanalytic Approaches to Shakespeare. Ed. by M.D.Faber. 1970.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Шейлок

Шейлок...

Характеристики героев
Цезарь

Цезарь...

Характеристики героев
Фальстаф

Фальстаф...

Характеристики героев
Тит Андроник

Тит Андроник...

Характеристики героев
Тимон Афинский

Тимон Афинский...

Характеристики героев
Ричард III

Ричард III...

Характеристики героев
Ричард II

Ричард II...

Характеристики героев
Отелло

Отелло...

Характеристики героев
Король Джон

Король Джон...

Характеристики героев
Клавдий

Клавдий...

Характеристики героев
Лир

Лир...

Характеристики героев
Гец Фон Берлихинген

Гец Фон Берлихинген...

Характеристики героев
Генрих VIII

Генрих VIII...

Характеристики героев
Вальсингам

Вальсингам...

Характеристики героев
Брут

Брут...

Характеристики героев
Антоний

Антоний...

Характеристики героев
Умереть — уснуть

Умереть — уснуть...

Крылатые выражения
Умер великий Пан!

Умер великий Пан!...

Крылатые выражения
Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуры

Хороший пастух стрижет своих овец, но не...

Крылатые выражения
Фальстаф

Фальстаф...

Крылатые выражения
Распалась связь времен

Распалась связь времен...

Крылатые выражения
Пусть ненавидят — лишь бы боялись

Пусть ненавидят — лишь бы боялись...

Крылатые выражения
Пришел, увидел, победил

Пришел, увидел, победил...

Крылатые выражения
Понимающему довольно

Понимающему довольно...

Крылатые выражения
Полусвет

Полусвет...

Крылатые выражения
Пиррова победа

Пиррова победа...

Крылатые выражения
Язык родных осин

Язык родных осин...

Крылатые выражения
Марий на развалинах Карфагена

Марий на развалинах Карфагена...

Крылатые выражения
Лукуллов пир

Лукуллов пир...

Крылатые выражения
Король Лир

Король Лир...

Крылатые выражения
Катон

Катон...

Крылатые выражения
И ты, Брут!

И ты, Брут!...

Крылатые выражения
За человека страшно

За человека страшно...

Крылатые выражения
Других писателей у меня нет

Других писателей у меня нет...

Крылатые выражения
Друг народа

Друг народа...

Крылатые выражения
Быть или не быть — вот в чем вопрос

Быть или не быть — вот в чем вопрос...

Крылатые выражения