Характеристики героев
111
Не нравится 0 Нравится

Кочубей Мария



Кочубей Мария — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М. — крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М. тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М. ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е. в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М. в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Бог-образ

Бог-образ...

Притчи народов мира
Кто глухой

Кто глухой...

Притчи со смыслом
Черный цвет

Черный цвет...

Cимволы и их значения
Юрий Милославский

Юрий Милославский...

Характеристики героев
Юдифь

Юдифь...

Характеристики героев
Химена

Химена...

Характеристики героев
Фрекен Жюли

Фрекен Жюли...

Характеристики героев
Франц Моор

Франц Моор...

Характеристики героев
Руслан

Руслан...

Характеристики героев
Пугачев

Пугачев...

Характеристики героев
Моина

Моина...

Характеристики героев
Маша, Марья Кириловна Троекурова

Маша, Марья Кириловна Троекурова...

Характеристики героев
Мария Стюарт

Мария Стюарт...

Характеристики героев
Мария

Мария...

Характеристики героев
Мазепа

Мазепа...

Характеристики героев
Кюхля

Кюхля...

Характеристики героев
Кутузов

Кутузов...

Характеристики героев
Кочубей

Кочубей...

Характеристики героев
Корчагина Матрена Тимофеевна

Корчагина Матрена Тимофеевна...

Характеристики героев
Людмила

Людмила...

Характеристики героев
Лиза

Лиза...

Характеристики героев
Лидочка

Лидочка...

Характеристики героев
Иоанна Хмелевская

Иоанна Хмелевская...

Характеристики героев
Зарема

Зарема...

Характеристики героев
Гирей (Паша)

Гирей (Паша)...

Характеристики героев
Генрих VI

Генрих VI...

Характеристики героев
Виола

Виола...

Характеристики героев
Крот истории

Крот истории...

Крылатые выражения
И сделалась моя Матрена ни Пава, ни Ворона

И сделалась моя Матрена ни Пава, ни Ворона...

Крылатые выражения
Диана

Диана...

Крылатые выражения
Джон Булль

Джон Булль...

Крылатые выражения
Геркулес на распутье

Геркулес на распутье...

Крылатые выражения
Богат и славен Кочубей

Богат и славен Кочубей...

Крылатые выражения
Образ женщины колеблется между вечной рабыней и ангелом.

Образ женщины колеблется между вечной рабыней...

Афоризмы о женщинах
Кто одинок, тот не будет покинут.  Эрих Мария Ремарк

Кто одинок, тот не будет покинут. Эрих Мария...

Цитаты со смыслом
Лебедь

Лебедь...

Cимволы и их значения