Характеристики героев
200
Не нравится 0 Нравится

Мефистофель



МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) — центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая — 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. как «плута и весельчака»: «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства дьявольских сил творит зло и даже лучшие из людей подвержены порче. Поэтому М. соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом: «Посмотрим. Вот моя рука, и скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака». Встретившись с Фаустом, М. заключает с ним договор, соблазняя его благами жизни и безграничными возможностями. Гетевский дьявол — философ и интеллектуал, он знает людей, их слабости, его язвительные замечания в адрес человеческого рода говорят о его проницательности. Этому персонажу автор трагедии доверил многие свои мысли, хотя Гете, разумеется, нельзя отождествлять ни с Фаустом, ни с М. В истории Фауста и Маргариты М. играет зловещую роль, доводит девушку до гибели. Во второй части фигура М. менее заметна. В одном из эпизодов он выступает в облике уродливой Форкиады, в сцене с Еленой Прекрасной вообще отсутствует, ибо, по его собственным словам, «не вхож в языческий мир». В финале трагедии, когда Фауст обрел цель в жизни, М. опять чинит препятствия: устраивает пиратские вылазки на море, поджигает дом стариков Филемона и Бавкиды. М. уверен, что Фауст, признавший, что дожил до «прекрасного мгновения», в его руках. Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а М. признается, что проиграл: «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!» Образ М. в исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания. На немецкой сцене образ М. всегда удавался актерам лучше, чем образ Фауста: протагонисты немецкой сцены на протяжении двух веков всегда исполняют роль М. Так повелось, начиная с актера-романтика Людвига Девриента (1827), традицию которого продолжил выдающийся немецкий актер Карл Зейдельман (1837). Лучшим М. в истории мирового театра стал Густав Грюндгенс, создавший образ дьявола-аристократа вселенского масштаба (1933).

Лит.: Манн К. Мефистофель. М., 1970; Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986; Макарова Г.В. От Гамлета до Мефистофеля // На грани тысячелетий. М., 1995.

Образ гетевского М. был воплощен в музыкальной драматургии — в оратории Г.Берлиоза «Осуждение Фауста» (1846), операх Ш.Гуно«Фауст» (1853) и А.Бойто «Мефистофель» (1868). В драматической легенде Берлиоза сюжет Гете переосмыслен в духе романтических воззрений: М. получает власть над душой Фауста и ввергает его в преисподнюю. Благодаря гениальному эксперименту (слиянию элементов программной симфонии и оперно-ораториаль-ного жанра) образ М. очерчен размашисто, чрезвычайно смелыми интонационно-гармоническими красками и приемами звукописи, которые пробуждают воображение и достигают театрального эффекта без использования сцены как таковой. Образ М. в своей симфо-Ъической «наглядности» наименее материален, неуловим, призрачен. В «мраморно-статуарной» опере Гуно — лирической драме о Фаусте и Маргарите — отсутствует многогранность гетевского М. — воплощения воинствующего критицизма породившей его эпохи. М. — антитеза лирическим героям, типичное для романтических опер олицетворение сверхъестественных сил, дьявол «наивной и благоуханной» народной фантазии. Основное содержание М. — софистика, менторство, сочетание галантности и злой иронии, сарказма и скептической пародии на искренние порывы юных душ. Предусмотрительный и изворотливый, «вполне человек», М. творит зло будто по обязанности. И только Ф.И.Шаляпин, после многолетней работы над этим образом, выводит М. из-под власти музыки «засахаренного» Гуно, напоминая о его пугающем предназначении. М., вызванный воображением Бойто, по философскому содержанию наиболее близок к замыслу Гете. Во владение М., «блаженному детищу Хаоса», отданы земля и небо. М. — стихия, повелитель страстей, по собственной прихоти взявшийся служить человеку; не частица силы, но сама сила, которая, «стремясь ко злу, творит одно добро». Партия М. таит широкий диапазон перевоплощений: от монаха, скользящего серой тенью, до мрачно-величественного, вечного, как мироздание, владыки тьмы. Впервые всевластный инфернальный дух, «рафинированное зло» нашел конгениальное воплощение в искусстве Ф.И.Шаляпина, о котором композитор сказал: «Я никогда не думал, что так можно исполнять моего Мефистофеля».

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Четыре общины

Четыре общины...

Восточные притчи
Как держать дьявола занятым

Как держать дьявола занятым...

Индийские притчи
Внутренняя свобода

Внутренняя свобода...

Даосские притчи
Доктор Фауст

Доктор Фауст...

Притчи со смыслом
Эгмонт

Эгмонт...

Характеристики героев
Шуйский

Шуйский...

Характеристики героев
Шарлотта Кестнер

Шарлотта Кестнер...

Характеристики героев
Фауст

Фауст...

Характеристики героев
Теофиль

Теофиль...

Характеристики героев
Тассо

Тассо...

Характеристики героев
Рейнеке-Лис

Рейнеке-Лис...

Характеристики героев
Петер Шлемиль

Петер Шлемиль...

Характеристики героев
Маргарита

Маргарита...

Характеристики героев
Манфред

Манфред...

Характеристики героев
Клавиго

Клавиго...

Характеристики героев
Гомункулус

Гомункулус...

Характеристики героев
Воланд

Воланд...

Характеристики героев
Вильгельм Мейстер

Вильгельм Мейстер...

Характеристики героев
Анатэма

Анатэма...

Характеристики героев
Сатана там правит бал

Сатана там правит бал...

Крылатые выражения
Прекраснодушие

Прекраснодушие...

Крылатые выражения
Подожди немного, отдохнешь и ты

Подожди немного, отдохнешь и ты...

Крылатые выражения
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!

Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!...

Крылатые выражения
Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете

Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете...

Крылатые выражения
Мефистофель

Мефистофель...

Крылатые выражения
Жизнь коротка, искусство вечно

Жизнь коротка, искусство вечно...

Крылатые выражения
Дух противоречия

Дух противоречия...

Крылатые выражения
Дух отрицания

Дух отрицания...

Крылатые выражения
Геркулес на распутье

Геркулес на распутье...

Крылатые выражения
Вечно женственное

Вечно женственное...

Крылатые выражения
Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.

Есть три ошибки в общении людей: первая — это...

Афоризмы и мысли великих людей / Афоризмы на каждый день / Мудрые высказывания
Сильный мужчина уверен в своей силе настолько, что с легкостью и с удовольствием поддается и уступает женщине. В этом и проявляется сила. Он не боится проиграть, в отличии от слабых, которые с пеной у рта отстаивают свою правоту.

Сильный мужчина уверен в своей силе настолько,...

Статусы о мужчинах
Мефистофель

Мефистофель...

Cимволы и их значения
Дьявол

Дьявол...

Cимволы и их значения
Часть людей обольщается жизнью земной.

Часть людей обольщается жизнью земной....

Афоризмы о жизни
Сердца людей соединяют звёзды, Их судьбы пишутся на небесах.

Сердца людей соединяют звёзды, Их судьбы...

Красивые стихи о любви