Характеристики героев
91
Не нравится 0 Нравится

Молчалин



МОЛЧАЛИН — центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова: «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое тихомолком пробивающееся в люди». М.Е.Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» делает М. важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательных преступлений». Место М. в сюжете «Горя от ума» проясняется в отношении к другим персонажам пьесы. Уже в самые первые минуты действия Грибоедов определяет выбор Софьи в пользу М. Это вовлекает всех героев треугольника (Чацкий — Софья — М.) в непростые психологические отношения. М., недавно «корпевший в Твери», не понят Софьей: она принимает его осторожность за тактичность, холодность — за сдержанность чувств, лакейский расчет — за трезвость ума. М. также не понят и Чацким, которому любовь к Софье мешает оценить серьезность соперника. Глубоко заинтересованный в сохранении своей привлекательности для Софьи и Фамусова, М. затронут приездом Чацкого больше, чем показывает это. Присутствие Чацкого в доме грозит разоблачениями, смертельно опасными для него. Случайное падение М. с лошади, испуг Софьи, ее обморок провоцируют активность М., стремящегося защитить свою репутацию, свою уже складывающуюся служебную карьеру. Он вступает в поединок, давая Софье категорические наставления защищаться от притязаний Чацкого всеми возможными средствами и подталкивает Софью к выбору способа мщения Чацкому. Обстоятельства подскажут героине момент, когда резкость, оброненная ею в состоянии долго сдерживаемого раздражения, приобретет смысл общественного мнения: «Он не в своем уме…» М. противопоставлен Чацкому не только как соперник в любовной интриге, но и всей своей жизненной позицией. Конфликт Чацкого и М. накапливает энергию столкновения до третьего акта пьесы, когда происходит встреча этих героев в диалоге. Она выявляет презрительное невнимание Чацкого к М., что дает М. преимущество быть откровенным вполне. Это одна из немногих сцен в пьесе, где М. искренен до конца. Искренен, но не оценен Чацким как достойный противник. И только в финальной сцене в сенях, при развязке, Чацкий поймет, какой власти над Софьей добился апологет «умеренности и аккуратности». В сюжете Грибоедова любовное блаженство М. рушится. Но это скорее исключение, чем правило жизни фамусовской Москвы, ибо он — один из столпов, на котором она держится. Среди первых исполнителей роли М. был знаменитый водевильный актер Н.О.Дюр (1831). Постановки «Горя от ума» второй половины XX века показывают, что М. нельзя считать мелким, второстепенным персонажем пьесы, как это происходило на протяжении многих десятилетий ее сценической истории. М. — второй герой сюжета Грибоедова, серьезный противник Чацкого. Именно таким показал этот образ К.Ю.Лавров в спектакле Г.А.Товстоногова (1962).

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Чацкий

Чацкий...

Характеристики героев
Фамусов

Фамусов...

Характеристики героев
Турбин

Турбин...

Характеристики героев
Софья

Софья...

Характеристики героев
Скалозуб

Скалозуб...

Характеристики героев
Ситников

Ситников...

Характеристики героев
Простакова

Простакова...

Характеристики героев
Ученье — вот чума; ученость — вот причина

Ученье — вот чума; ученость — вот причина...

Крылатые выражения
Счастливые часов не наблюдают

Счастливые часов не наблюдают...

Крылатые выражения
Служить бы рад, прислуживаться тошно

Служить бы рад, прислуживаться тошно...

Крылатые выражения
Скалозуб

Скалозуб...

Крылатые выражения
С чувством, с толком, с расстановкой

С чувством, с толком, с расстановкой...

Крылатые выражения
Там хорошо, где нас нет

Там хорошо, где нас нет...

Крылатые выражения
Рабское, слепое подражанье

Рабское, слепое подражанье...

Крылатые выражения
Пофилософствуй — ум вскружится

Пофилософствуй — ум вскружится...

Крылатые выражения
Поспорят, пошумят и разойдутся

Поспорят, пошумят и разойдутся...

Крылатые выражения
Подписано, так с плеч долой

Подписано, так с плеч долой...

Крылатые выражения
Шумим, братец, шумим!

Шумим, братец, шумим!...

Крылатые выражения
Шел в комнату, попал в другую

Шел в комнату, попал в другую...

Крылатые выражения
Эзопов язык

Эзопов язык...

Крылатые выражения
Ну, как не порадеть родному человечку?

Ну, как не порадеть родному человечку?...

Крылатые выражения
На всех московских есть особый отпечаток

На всех московских есть особый отпечаток...

Крылатые выражения
Молчалин

Молчалин...

Крылатые выражения
Лучшая половина

Лучшая половина...

Крылатые выражения
Какой, с Божьей помощью, оборот!

Какой, с Божьей помощью, оборот!...

Крылатые выражения
Есть от чего в отчаянье прийти

Есть от чего в отчаянье прийти...

Крылатые выражения
Дверь отперта для званных и незванных

Дверь отперта для званных и незванных...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Век нынешний и век минувший

Век нынешний и век минувший...

Крылатые выражения
В деревню, в глушь, в Саратов!

В деревню, в глушь, в Саратов!...

Крылатые выражения
Балалайкин

Балалайкин...

Крылатые выражения
Ба! знакомые всё лица!

Ба! знакомые всё лица!...

Крылатые выражения
А потому, что патриотки

А потому, что патриотки...

Крылатые выражения
А, впрочем, он дойдет до степеней известных

А, впрочем, он дойдет до степеней известных...

Крылатые выражения
Но кто может льстить себя надеждой, что был когда-либо понят? Мы все умираем непознанными. Так говорят женщины и так говорят писатели.

Но кто может льстить себя надеждой, что был...

Афоризмы о женщинах
Принятие - это понимание того, что всё имеет место быть; где данное понимание не исключает осознания того, что и любой твой выбор также имеет место быть.  Ты принимаешь другого, его действия, но при этом остаёшься в праве выбрать собственные действия.

Принятие - это понимание того, что всё имеет...

Цитаты со смыслом