Характеристики героев
186
Не нравится 0 Нравится

Отелло



ОТЕЛЛО (англ. Othello) — герой трагедии У.Шекспира «Отелло» (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи-ральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе (итальянского языка Шекспир не знал), трагедия Шекспира тем не менее в главном кардинально отличается от своего первоисточника. И это главное — характер ее центрального героя. У Чинтио Мавр, подстрекаемый кознями своего Прапорщика (в новелле личное имя имеет только Дездемона), коварно убивает свою жену, причем делает это не сам, а воспользовавшись услугами все того же Прапорщика,— так, чтобы самому избежать всяческих подозрений. И даже представ перед судом, он отрицает совершенное им злодеяние. Отталкиваясь от уже существующего сюжета, Шекспир преображает его так, что достаточно заурядная авантюрно-криминальная история приобретает черты высокой трагедии духа. Известно классическое высказывание А.С.Пушкина: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив». Вместо истории преступления Шекспир написал историю человека, отличающегося от остальных не только цветом кожи («Черен я!»), но и своими душевными свойствами: честностью, прямотой и детской доверчивостью. Любовь его и Дездемоны — естественна, ибо и в ней есть все эти качества, они столь же близки друг другу, как Ромео и Джульетта или чета Макбетов. Отважный воин, непобедимый генерал (вследствие чего Сенат Венеции отправляет его продолжать службу на Кипр) — и при этом простодушный ребенок, не ведающий о существовании в мире таких человеческих качеств, гак подлость, коварство, лицемерие, не допус-каюшнй и мысли о возможности обмана, измены и потому так легко уверовавший в россказни Яго — шекспировский вариант Прапорщика — о предательстве своего верного лейтенанта Кассио, о неверности своей возлюбленной жены Дездемоны. С этим ощущением, с этим знанием он не может жить — притворствуя, лукавя, он не способен превратиться в вечного соглядатая, в шпиона собственной жены. Узнав, как он полагает, об ее измене, О. решительно меняется: нежность превращается в грубость, доверчивость — в подозрительность. Во всем — в каждом слове ее и жесте — чудится теперь ему обман; именно потому, что ранее никогда и мысли он не мог допустить о таковом. Единственное для него избавление от этого неотступно поселившегося в его доме (и его душе) сомнения — решение, к которому он приходит: убийство Дездемоны. Но, свершив его, О. узнает, что Дездемона невинна, что оба они жертвы той чудовищной интриги, что сплел так искусно Яго. 0. сам называет себя «убийцей честным»: «Я не в гневе мстил, // А жертву чести приносил, как думал». В этих словах — ключ к совершенному им убийству: человек, для которого Честь — превыше всего, он не мог существовать рядом с пороком, не мог допустить, чтобы бесчестность осталась безнаказанной. Осознав весь ужас содеянного, он убивает себя — кинжалом перерезает себе горло. Первым исполнителем роли О., как и большинства иных героев шекспировских трагедий, был Ричард Бербедж. За прошедшие с тех пор четыре столетия эта роль входила в репертуар многих актеров-трагиков. В Англии: от Дэвида Гаррика (1745) и Эдмунда Кина (1832) до Лоренса Оливье (1938); прославленными исполнителями роли О. были немецкий актер Ф.Л.Шредер и американский актер-негр Айра Олдридж (1826), великий итальянский трагик Томмазо Сальвини (1856), русские актеры П.С.Мочалов (1828) и В.А.Каратыгин (1836), А.И.ЮЖИН (1907) и К.С.Станиславский, сыгравший О. в самом начале своего творческого пути в его же постановке на сцене Общества искусства и литературы (1896). В XX веке — А.А.Остужев (1935), Н.Д.Мордвинов (1944), грузинский трагик А.Хорава (1937), армянский — В.Папазян (1908). В последние десятилетия трагедия не пользовалась особой популярностью на русской сцене — тем интереснее необычная трактовка, предложенная А.В.Эфросом (1976, в главной роли Н.Н.Волков).

Образ шекспировского О. был воплощен в одноименной опере Д.Верди (1887, либретто А.Бойто). В либретто, четко очерченном и избавленном от деталей, не поддающихся музыкально-интонационному обобщению, основной конфликт смещен с действенного плана на психологический; уплотнение событийного ряда приводит к «сгущению» темперамента О., интрига очищена от натуралистически-бытовых подробностей. Мелодико-гармоничес-кий облик «венецианского мавра» проливает новый свет на трагедию О.: дитя природы, он неискушен в нюансах чувств и отношений; упоение в бою сменяется упоением в любви, и каждая новая страсть, вытеснив прежнюю, заполняет его мир. Музыкальная драматургия характера О.— это чередование ряда контрастных состояний: безудержный гнев, всепоглощающая нежность, глубокая подавленность, бездонная скорбь, полное оцепенение. Лейтмотив любви, торжествующий в финале, по экстатичности сближается с темой Тристана и Изольды в ее вагнеровском воплощении.

Первым исполнителем партии О. стал великий итальянский тенор Ф.Таманьо (1887). В том же году состоялась премьера оперы в петербургском Мариинском театре (О.— Н.Н.Фигнер). Партию О. исполняли многие выдающиеся певцы: Н.С.Ханаев (1932), Марио дель Монако (1950-е гг.), В. А. Атлантов (1978). На балетной сцене образ О. воплотил легендарный танцовщик В.М.Чабукиани (1957).

Лит.: Морозов М.М. Анализ трагедии «Отелло» по ходу действия; Комментарии к пьесам: «Отелло» // Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984. С.112-136, 218-229; Морозов М.М. Метафоры Шекспира как выражение характеров действующих лиц: Отелло, Яго, Дездемона // Морозов М.М. Избранное. М., 1979. С.254-266; Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971; Эфрос А.В. Профессия: режиссер. М., 1979.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Отелло

Отелло...

Крылатые выражения
Яго

Яго...

Характеристики героев
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить...

Крылатые выражения
Клавдио и Геро

Клавдио и Геро...

Характеристики героев
Король Лир

Король Лир...

Крылатые выражения
Ричард III

Ричард III...

Характеристики героев
Тит Андроник

Тит Андроник...

Характеристики героев
Тимон Афинский

Тимон Афинский...

Характеристики героев
Лир

Лир...

Характеристики героев
Макбет и Леди Макбет

Макбет и Леди Макбет...

Характеристики героев
Умереть — уснуть

Умереть — уснуть...

Крылатые выражения
Брут

Брут...

Характеристики героев
Кориолан

Кориолан...

Характеристики героев
Ричард II

Ричард II...

Характеристики героев
Генрих V

Генрих V...

Характеристики героев
Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта...

Характеристики героев
Антоний

Антоний...

Характеристики героев
Варрава

Варрава...

Характеристики героев
Фиест

Фиест...

Характеристики героев
Шекспир сказал: Я всегда чувствую себя счастливым.

Шекспир сказал: Я всегда чувствую себя...

Цитаты великих людей
Шейлок

Шейлок...

Характеристики героев
Язык родных осин

Язык родных осин...

Крылатые выражения
И ты, Брут!

И ты, Брут!...

Крылатые выражения
Нет повести печальнее на свете

Нет повести печальнее на свете...

Крылатые выражения
Барон

Барон...

Характеристики героев
Если это безумие, то в нем есть система

Если это безумие, то в нем есть система...

Крылатые выражения
За человека страшно

За человека страшно...

Крылатые выражения
Распалась связь времен

Распалась связь времен...

Крылатые выражения
Гарри Морган

Гарри Морган...

Характеристики героев
Крот истории

Крот истории...

Крылатые выражения
Эвфуэс

Эвфуэс...

Характеристики героев
Цезарь

Цезарь...

Характеристики героев
Быть или не быть — вот в чем вопрос

Быть или не быть — вот в чем вопрос...

Крылатые выражения
Клеопатра

Клеопатра...

Характеристики героев
Просперо

Просперо...

Характеристики героев
Агамемнон

Агамемнон...

Характеристики героев