Характеристики героев
69
Не нравится 0 Нравится

Рама



РАМА — центральный персонаж древнеиндийской эпопеи «Рамаяна» (ок. IV»Шв. до н.э.), авторство которой приписывается древнему мудрецу Вальмики. Содержание эпопеи сводится к следующему. У царя Дашаратхи долгое время не было наследника; после многих жертвоприношений супруги царя — Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей: Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары — обряда избрания женихов — Си-той, дочерью царя Джанаки, устраивается состязание в стрельбе из лука. Никто из прибывших на сваямвару не может даже поднять лук, а Р. не только поднял его, но с такой силой натянул, что лук сломался. Сита избирает его в мужья. Дашаратха горячо любил своего первенца Р. и готов был передать ему царство, чтобы самому уйти в отшельничество. Но Кайкейи, младшая жена Дашаратхи, напоминает супругу о том, что он обещал исполнить несколько ее желаний. Она требует, чтобы он передал трон ее сыну Бхарате, а Р. отправил на четырнадцать лет в лес. Бхарата возмущен поступком матери и отказывается от царства. Он ставит на трон сандалии Р. в знак того, что трон занят. Но Р. вместе с Лакшманом и Ситой, повинуясь воле Дашаратхи, уходят в лес. В ту пору свирепый ракшас (демон), десятиглавый Равана, подчинивший себе всю землю, похищает Ситу. После долгих поисков Р. с помощью царя обезьян Сугривы переправляется в царство ракшаса на остров Ланка, одолевает Равану и возвращает Ситу. Герой возвращается на родину, вступает на престол и справедливо правит, заботясь о народе. Такова сюжетная канва эпопеи, объем которой составляет около двадцати четырех тысяч шлок (двустрочных строф). Ее персонажи, судьбы которых так или иначе связаны с самим Р., и он сам стали героями разножанровых произведений, как фольклорных, так и собственно литературных. Уже в ранней буддийской литературе, в т.н. «Дашаратхаджанаке», присутствуют практически все основные герои «Рамаяны». Воздействие «Рамаяны» просматривается в поэмах Ашвагхоши «Житие Будды» и «Сундари и Нанда» (II»Шв.), у Бхасы (III»Шв.) использованы эпизоды о помазании Р. («На-така о помазании» и «Натака о статуях»). Ка-лидаса (V»Шв.) посвятил самую значительную из своих поэм «Потомки Рагху» генеалогии династии Икшваку, переложив содержание эпопеи в пяти песнях. Многие позднейшие авторы обращались к разработке отдельных эпизодов или всего сюжета: например, Кумарадаса (VI»Шв.) написал поэму «Похищение Джанаки». Драматург индийского средневековья Бха-вабхути (VIII»Шв.) дважды обращался к образу Р.— в драмах «Деяния великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы». Если в «Деяниях» изложена основная канва первой части эпо пей, то в «Дальнейшей жизни Рамы» он обращается к VII книге, содержащей трагическое начало. Р. воцаряется и справедливо правит народом. До него, однако, доходят слухи, что Сита за время пребывания в плену у Раваны оказалась неверна. Р. стоит перед дилеммой — как примирить личное чувство любви к Сите с его долгом правителя, обязанного блюсти моральные устои. Долг торжествует, и Р. решает изгнать Ситу. Когда человек из свиты пытается удержать Р. от опрометчивого решения, он обрывает его: «Молчи! Не может подлым быть народ моей столицы и страны!» На протяжении семи действий Бхавабхути оригинально интерпретирует материал эпопеи, вводя как активных участников действия сыновей Р. Лаву и Кушу и даже самого Вальмики, мудреца, уже успевшего сочинить «Рамаяну» до эпизода воцарения. Седьмое действие натаки (драмы) Бхавабхути открывается представлением пьесы, основанной на седьмой песне самой эпопеи. На сцене разыгрывается действие — теми же персонажами, что и у самого Бхавабхути. Из пьесы Р. узнает о том, что Сита в приступе отчаяния бросилась в Ганг. Р. теряет сознание. Далее действие вставной пьесы неразрывно сливается с сюжетом самой «Дальнейшей жизни Рамы». Финалы обеих пьес сливаются воедино, но конфликт остается неразрешенным. Супруга Васиштхи обращается к народу с вопросом: может ли Сита вернуться к супругу? И только с согласия народа Сита возвращается к Р. Во второй половине первого тысячелетия в процессе религиозного синтеза Р. обожествляется и даже становится одной из земных ипостасей бога Вишну. Наряду с этим «Рамаяна» проявилась и в различных местных литературах народов Индии. Наиболее значительны «Деяния Рамы» (XII»Шв.) Сандхьякара Нандина, «Океан деяний» (XVI»Шв.) Тулсидаса, «Бачит-тарнатак» (XVII»Шв.) Гуру Говинда. В народной традиции практически по всей Индии в сентябре-октябре каждый год празднуется дассера, народное пантомимическое представление Рам-лила. «Рамаяна» была воспринята в странах буддийской культуры — Бирме, Тибете, Монголии, Таиланде, Лаосе, Индонезии. В 1959 году в Центральном детском театре была поставлена пьеса видного российского индолога Н.Р.Гусевой «Рамаяна», впоследствии показанная с успехом в Индии.

Лит.: Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970; Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971. С. 257-269; Warder A.K. Indian Kavya Literature. v.IV, P.271-372.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Подлинный наследник

Подлинный наследник...

Притчи народов мира
Драгоценность

Драгоценность...

Восточные притчи
Воспитание царя

Воспитание царя...

Восточные притчи
Презрение царя

Презрение царя...

Восточные притчи
Приезд царя

Приезд царя...

Христианские притчи
Испытание женихов

Испытание женихов...

Христианские притчи
Возмездие

Возмездие...

Христианские притчи
Прорубание горы

Прорубание горы...

Индийские притчи
Преданность Ханумана

Преданность Ханумана...

Индийские притчи
Лейла и Рама

Лейла и Рама...

Индийские притчи
Лакшмана даёт пояснение Гухе

Лакшмана даёт пояснение Гухе...

Индийские притчи
Господь Рама и бедная женщина

Господь Рама и бедная женщина...

Индийские притчи
Это хорошо

Это хорошо...

Индийские притчи
Шудра, практикующий аскезу

Шудра, практикующий аскезу...

Индийские притчи
Рама принимает всех

Рама принимает всех...

Индийские притчи
Рама благословляет скорбящую гору

Рама благословляет скорбящую гору...

Индийские притчи
Большее затмевает меньшее

Большее затмевает меньшее...

Индийские притчи
Советник царя

Советник царя...

Еврейские притчи
Пользоваться силой

Пользоваться силой...

Даосские притчи
Утешение царя Дария

Утешение царя Дария...

Восточные притчи
Распоряжение царя

Распоряжение царя...

Восточные притчи
Знамение царя Йаздигарда

Знамение царя Йаздигарда...

Притчи со смыслом
Подарки для Царя

Подарки для Царя...

Притчи со смыслом
Отражение царя

Отражение царя...

Притчи со смыслом
Жить без царя

Жить без царя...

Притчи со смыслом
Платон Каратаев

Платон Каратаев...

Характеристики героев
Пенелопа

Пенелопа...

Характеристики героев
Пандавы

Пандавы...

Характеристики героев
Гекуба

Гекуба...

Характеристики героев
Гектор

Гектор...

Характеристики героев
Алкеста

Алкеста...

Характеристики героев
Лягушки, просящие царя

Лягушки, просящие царя...

Крылатые выражения
Геркулесовы подвиги

Геркулесовы подвиги...

Крылатые выражения
Если бы я тебя любил, если бы ты меня любила — как бы мы друг друга любили!

Если бы я тебя любил, если бы ты меня любила —...

Афоризмы на каждый день
Вперед, на Трою!

Вперед, на Трою!...

Мифы и легенды Древней Греции
О ветре и цветке

О ветре и цветке...

Притчи о жизни