Характеристики героев
38
Не нравится 0 Нравится

Рене



РЕНЕ (фр. Renе) — герой повести Ф.-Р. де Шатобриана «Рене» (1802).

Литературные прообразы: Вертер Гете, лирические герои английских поэтов XVIII»Шв. Грея и Томсона, герои «Поэм» Оссиана, повествователь «Прогулок одинокого мечтателя» Ж.-Ж.Руссо. Повесть «Рене» была впервые напечатана в составе трактата Шатобриана «Гений христианства» (1802) как приложение к главе «О смутности страстей». В этой главе Шатобриан анализирует «состояние души, которое не привлекало до сих пор должного внимания»: «способности наши, юные, деятельные, цельные, но затаенные в себе, лишенные цели и предмета, обращаются лишь на самих себя. Мы познаем разочарование, еще не изведав наслаждений, мы еще полны желаний, но уже лишены иллюзий. Воображение богато, обильно и чудесно; существование скудно, сухо и безотрадно. Мы живем с полным сердцем в пустом мире и, ничем не насытившись, уже всем пресыщены»; силы «пропадают втуне», беспредметные страсти «сжигают одинокое сердце». Шатобриан связывает подобное состояние с прогрессом цивилизации и его печальными последствиями: «обилие примеров, проходящих перед глазами, множество книг, трактующих о человеке и его чувствах, делают искушенным человека неопытного». У описанного душевного состояния были и совершенно конкретные исторические причины, которые Шатобриан не называет прямо, но как бы подразумевает: «пылкие души, которые живут в свете, не вверяясь ему, и становятся добычей тысячи химер»,— это молодые люди послереволюционной эпохи, у которых революция отняла не только родных, но и весь привычный уклад жизни, поприще, на котором они могли бы с пользой растрачивать свои силы. Впрочем, в самой повести исторические, «материальные» причины скорби Р. остаются за кадром, отчего скорбь эта обретает вселенский, поистине метафизический характер. Объятый меланхолией, Р. покидает родные края и отправляется в путешествие по Европе, посещает Грецию, Италию, Шотландию; он созерцает древние руины и размышляет о судьбах мира, воссев на вершине вулкана, и нигде душа его не находит успокоения. Р. возвращается домой, где его ждет любимая сестра Амели, но та чахнет от непонятной болезни и наконец удаляется в монастырь; в день пострижения Р. случайно узнает ее страшную тайну: Амели питает преступную страсть к нему, своему родному брату, и именно поэтому бежит от соблазнов мира в монастырь. Р., в отчаянии сознающий себя причиной горя Амели, избирает себе другое прибежище: он уезжает в Америку, где поселяется среди индейцев-натчезов и женится на индианке Селюте. Амели умирает в монастыре, Р. же остается жить и страдать. Сразу же после выхода отдельного издания повести образ Р. обрел европейскую славу. У Р. появилось множество продолжателей, от знаменитых, таких, как байроновский Чайльд-Га-рольд, Жан Сбогар Нодье, Алеко Пушкина, Октав А.де Мюссе, до безвестных жалобщиков, изливающих свои печали в унылых элегиях. Сам Шатобриан впоследствии, в своей автобиографической книге «Замогильные записки» (изд. 1848-1850), писал, что хотел бы уничтожить Рене или, по крайней мере, никогда его не создавать: уж слишком много «родственников в прозе и в стихах» объявилось у его героя, сетовал писатель; вокруг не сыщешь юнца, который бы не пресытился жизнью и не воображал себя несчастным страдальцем. Шатобриана огорчало то, что его мысль не поняли до конца, что, пленившись сочувствием к Р., читатели упустили из виду финал повести. Ведь целью писателя было не только изобразить разочарованность и меланхолию Р., но и осудить их. В финале «Рене» герой получает суровую отповедь от священника отца Суэля: человек не имеет права обольщаться химерами, потакать собственной гордыне и изнывать в одиночестве; он обязан трудиться вместе с людьми и на благо людей, и эта жизнь заодно с себе подобными излечит его от всех нравственных недугов. Именно к Р. обращает в финале повести индеец Шактас знаменитые слова, которые так любил Пушкин: «Счастье обретается лишь на проторенных путях» (ср.: «Привычка свыше нам дана; Замена счастию она»). «Проторенные пути» — это возвращение к людям, лекарство от вселенской тоски. Р. и сам мечтает о подобном исцелении, недаром он просит натчезов принять его в число воинов племени и мечтает зажить такой же простой и чистой жизнью, как и они. Однако излечиться Р. не суждено; и среди индейцев он остается человеком, абсолютно разочарованным в жизни, лелеющим свою скорбь. Такое отношение к миру не было придумано Шатобрианом; мало того, что в описании психологии Р. много автобиографических моментов, гораздо важнее, что сходные чувства испытывали в начале века многие молодые люди, Шатобриан лишь выразил его в такой емкой и всеобъемлющей форме, какая до тех пор никому не была доступна. Многие виднейшие французские писатели XIX»Шв.: Ламартин, Сент-Бев, Жорж Санд — узнавали»Шв. самих себя и свои переживания. С другой стороны, история Р. не только выражала уже существующее умонастроение, но и в какой-то степени провоцировала его, сама становилась источником тотального разочарования, ибо из этой истории все запомнили тоску героя и его абсолютное неприятие окружающего мира, но никто не пожелал внять проповеди отца Суэля. Шатобри ан был убежден, что воплотил в образе Р. «болезнь века», которая умрет вместе с веком, однако читатели разных эпох продолжали узнавать себя»Шв. По словам Ш.Нодье, «болезнь» оказалась более распространенной, чем думал сам автор. Это выражение тревог души, которая все испытала и чувствует, что все от нее ускользает, ибо всему приходит конец. Это смертельная тоска, неразрешимое сомнение, безутешное отчаяние безнадежной агонии; это ужасающий вопль общества, которое вот-вот распадется, последняя судорога умирающего мира («О типах в литературе», 1832). В России особое внимание к фигуре Р. проявили К.Н.Батюшков (особенно чувствительный к тому идеалу патриархальной жизни, не знающей своевольных страстей, о которой Р. так безнадежно мечтал) и М.П.Погодин, указавший в предисловии к своему переводу «Рене» (1826) на сходство этого характера с характерами Фауста, Вильгельма Мейстера, героев Байрона и Пушкина.

Лит.: Де ла Барт Ф. Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции. Киев, 1905; Котляревский Н.А. Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX»Шв. Спб., 1910; Maigron L. Romantisme et les moeurs. P., 1910; Chinard G. Quelques engines letteraires de «Reni» // Publication of the Modem Language Association of America. XLIII, 1928, mars; Fouilhe A. «Rene» // Melanges Paul Laumonier. Geneve, 193S; Samte-Beuve Ch. Chateaubriand et son groupe lit-teraire sous 1′Empire. P., 1948. T. 1 .P. 158-220, 277-314; Barberis P. «Rene» de Chateaubriand: un nouveau roman. P., 1977.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Одинокое сердце

Одинокое сердце...

Притчи со смыслом
Эгмонт

Эгмонт...

Характеристики героев
Сен-Пре

Сен-Пре...

Характеристики героев
Ричард II

Ричард II...

Характеристики героев
Рафаэль Де Валентен

Рафаэль Де Валентен...

Характеристики героев
Пятница

Пятница...

Характеристики героев
Позднышев

Позднышев...

Характеристики героев
Миньон

Миньон...

Характеристики героев
Клавиго

Клавиго...

Характеристики героев
Лотта

Лотта...

Характеристики героев
Лоренцаччо

Лоренцаччо...

Характеристики героев
Доктор Джекиль И Мистер Хайд

Доктор Джекиль И Мистер Хайд...

Характеристики героев
Грандисон

Грандисон...

Характеристики героев
Гец Фон Берлихинген

Гец Фон Берлихинген...

Характеристики героев
Германн

Германн...

Характеристики героев
Вильгельм Мейстер

Вильгельм Мейстер...

Характеристики героев
Вертер

Вертер...

Характеристики героев
Болконский Николенька

Болконский Николенька...

Характеристики героев
Ася

Ася...

Характеристики героев
Страдания молодого Вертера

Страдания молодого Вертера...

Крылатые выражения
Факты — упрямая вещь

Факты — упрямая вещь...

Крылатые выражения
Факты говорят сами за себя

Факты говорят сами за себя...

Крылатые выражения
Робин Гуд

Робин Гуд...

Крылатые выражения
Пушечное мясо

Пушечное мясо...

Крылатые выражения
Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете

Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гете...

Крылатые выражения
Нет повести печальнее на свете

Нет повести печальнее на свете...

Крылатые выражения
Король царствует, но не управляет

Король царствует, но не управляет...

Крылатые выражения
Гений и беспутство

Гений и беспутство...

Крылатые выражения
Всем смертям назло

Всем смертям назло...

Крылатые выражения
Быть большим роялистом, чем сам король

Быть большим роялистом, чем сам король...

Крылатые выражения
Она не была обыкновенной девушкой, созданной из персти земной и скудно освещённой изнутри мерцающим лучом женской души. То был ангел, но ангел мрака, сотканный из пламени, а не из света.

Она не была обыкновенной девушкой, созданной...

Цитаты про женщин
Соловей сердечных наслаждений

Соловей сердечных наслаждений...

Красивые стихи о любви
Выглядеть сeксyально — вопрос уверенности в себе. Это состояние ума в той же мере, что и состояние тела.

Выглядеть сeксyально — вопрос уверенности в...

Афоризмы на каждый день
Адольф

Адольф...

Характеристики героев
Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души!..

Счастье — это не жизнь без забот и печалей,...

Статусы про счастье
Если мы принимаем жизнь всем сердцем, как дар, грани которого простираются все дальше, то наши страдания, разочарования и неудачи наполнятся для нас таким же смыслом как и наши радости.

Если мы принимаем жизнь всем сердцем, как дар,...

Цитаты о жизни