Характеристики героев
313
Не нравится 0 Нравится

Ромео и Джульетта



РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА (англ. Romeo and Juliet) — герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595), ставшие навсегда символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капу-летти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в «Божественной комедии» Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения; имена Ромео и Джульетты впервые возникают в «Истории двух благородных любовников» Луиджи да Порто (ок. 1524), где действие происходит именно в Вероне. От да Порто сюжет перешел к другим писателям, в частности к Маттео Банделло (1554), чья новелла послужила основой для поэмы Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которая, в свою очередь, и стала главным, если не единственным, источником шекспировской трагедии. Однако, как и всегда, в старые мехи Шекспир влил новое вино. Брук, изображая своих влюбленных героев не без сочувствия, склонен все же к тягучему морализаторству и проповеди покорности, умеренности и смирения перед враждебными обстоятельствами. Для него любовь Ромео и Джульетты если и не грех, то во всяком случае некая чрезмерность и заблуждение, за каковые их постигает заслуженная кара. Совсем иначе подошел к этой истории Шекспир. Его ренес-сансный идеал великой любви, оказывающейся выше семейных предрассудков, выше вековой ненависти, казалось бы непреодолимо разделяющей двух юных отпрысков враждующих кланов, — и сегодня воспринимается абсолютно современно, без скидок на те четыре столетия, что отделяют нас от момента создания пьесы. Действие шекспировской трагедии уложено в пять дней, за которые происходят все события пьесы: от начальной — и роковой! — встречи Ромео и Джульетты на балу в доме Ка-пулетти до их печальной гибели в фамильном склепе Капулетти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их чувства делает их не по годам взрослыми. Впрочем, в этом смысле они достаточно разные. Ромео в начале пьесы наивен, он томно мается от влюбленности в некую Розалинду. (В отличие от Брука, делающего ее активным действующим лицом и выстраивающим вокруг нее и Ромео длительное действие, Шекспир не выводит ее на сцену вовсе.) Вокруг Ромео целая компания таких же, как и он, юношей (Меркуцио, Бенволио), и он проводит свое время так, как положено в его годы: праздно шатаясь, томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала, с первого своего явления поражает не только чистотой и очарованием расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее, превращаясь из заурядного юного ловеласа в страстно любящего и готового на все ради этой любви «не мальчика, но мужа». Любовь Ромео и Джульетты не просто нарушение семейных запретов — это открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти — той ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой зиждились чуть ли не государственные устои Вероны. Потому так страшит всех безоглядность и глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются их разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего нарушать нельзя. Несмотря на свою юность и беззаботность, несмотря на всю мальчишескую лихость Ромео и девчоночью непосредственность Джульетты, они практически с самого начала знают пред-начертанность финала. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» — говорит Джульетта, глядя вслед уходящему в изгнание Ромео. Мощь и запредельность их страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость на все, в том числе и на смерть, потрясают даже того, кто, казалось бы, их понимает и не только им сочувствует, но и всячески способствует, — отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен, // И смерть их ждет в разгаре торжества». Первая постановка пьесы состоялась предположительно в лондонском театре «Куртина». Среди знаменитых исполнителей роли Ромео в английском театре — Дэвид Гаррик (1750), Ч.Кэмбл (1805), Ч.Макреди (1810), Э.Кин (1817), в 1882 году трагедия была поставлена в театре «Лицеум», руководимом Генри Ирвингом (Ирвинг — Ромео, Э.Терри — Джульетта), в 1884-м роль Джульетты сыграла Стелла Патрик Кэмпбелл. В XX веке выдающимся исполнителем роли Ромео стал А.Мо-исси (в постановке М.Рейнгардта, 1907). В английском театре Ромео — Джон Гилгуд, Джульетта — Адель Диксон (1929); Ромео и Меркуцио — поочередно Дж.Гилгуд и Лоренс Оливье, Джульетта — Пэгги Эшкрофт (1935). В 1940 году Л.Оливье и Вивьен Ли сыграли спектакль в Нью-Йорке. Известной исполнительницей роли Джульетты в 1970-е гг. стала Дороти Тьютин. На русской сцене в роли Ромео, как и во многих других ролях, соперничали П.С.Мо-чалов (Малый театр, 1824) и В.А.Каратыгин (Александрийский театр, 1841). В 1881 году Джульетту сыграла М.Н.Ермолова (Ромео — А.П.Ленский). Знаменитыми были спектакли Камерного театра 1921 года в постановке А.Я.Таирова (Джульетта — А.Г.Коонен, Ромео — Н.М.Церетели) и Театра Революции 1935 года в постановке А.Д.Попова (Джульетта — М.И.Бабанова, Ромео — М.Ф.Астангов), Театра на Малой Бронной 1969 года в постановке А.В.Эфроса (Джульетта — О.М.Яковлева, Ромео — А.Д.Грачев). История «веронских любовников» продолжилась в операх В.Беллини (1830) и Ш.Гуно (1867), в увертюре-фантазии и сценах-дуэтах П.И.Чайковского (1869), в драматической симфонии для солистов и оркестра Г.Берлиоза (1839). Выдающимися исполнителями оперных версий героев Шекспира были Аделина Патти, А.В.Нежданова (Джульетта) и Л.В.Собинов, С.Я.Лемешев (Ромео). Для русских зрителей образ Джульетты неразрывно связан с именем Г.С.Улановой, танцевавшей эту партию в балете С.С.Прокофьева (1940, хореография Л.М.Лавровского). Известны также балетные воплощения шекспировского сюжета на музыку Чайковского, Берлиоза (последняя в балете М.Бежара, 1978). Самая знаменитая экранизация принадлежит Ф.Дзеффирелли (1968). Модернизированная версия истории Ромео и Джульетты, перенесенной в XX век, — фильм-мюзикл «Вестсайдская история» (1961).

Лит.: Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984; Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Монтекки и Капулетти

Монтекки и Капулетти...

Крылатые выражения
Чума на оба ваших дома!

Чума на оба ваших дома!...

Крылатые выражения
Нет повести печальнее на свете

Нет повести печальнее на свете...

Крылатые выражения
Любовь, которую я чувствовала к нему, была не более чем слабым эхом той, которую я впустила однажды... и моё сердце было далеко-далеко, скитаясь вместе с моим ветреным Ромео...

Любовь, которую я чувствовала к нему, была не...

Цитаты про любовь / Цитаты из книг
Пирам и Фисба

Пирам и Фисба...

Характеристики героев
Джульетта

Джульетта...

Истории о любви
Уриель Акоста

Уриель Акоста...

Характеристики героев
Марьяна Пинеда

Марьяна Пинеда...

Характеристики героев
Не вливают вино молодое в мехи старые

Не вливают вино молодое в мехи старые...

Крылатые выражения
Лир

Лир...

Характеристики героев
Отелло

Отелло...

Характеристики героев
Офелия! О нимфа! Помяни меня в своих молитвах

Офелия! О нимфа! Помяни меня в своих молитвах...

Крылатые выражения
Катарина

Катарина...

Характеристики героев
Хорев

Хорев...

Характеристики героев
Браки заключаются на небесах

Браки заключаются на небесах...

Крылатые выражения
Сладкая парочка

Сладкая парочка...

Крылатые выражения
Фингал

Фингал...

Характеристики героев
Макбет и Леди Макбет

Макбет и Леди Макбет...

Характеристики героев
Амур и Психея

Амур и Психея...

Характеристики героев
Танкред, Гисмонда и Гвискардо

Танкред, Гисмонда и Гвискардо...

Характеристики героев
Корделия

Корделия...

Характеристики героев
Клавдио и Геро

Клавдио и Геро...

Характеристики героев
Ричард III

Ричард III...

Характеристики героев
Просперо

Просперо...

Характеристики героев
Гризельда

Гризельда...

Характеристики героев
Титания

Титания...

Характеристики героев
Встреча двух людей – это как встреча двух химических элементов. Реакция может и не произойти, но если она происходит – изменяются оба.

Встреча двух людей – это как встреча двух...

Статусы про отношения
20 самых известных любовных саг в истории и литературе

20 самых известных любовных саг в истории и...

Мудрость
Ричард II

Ричард II...

Характеристики героев
Оберон

Оберон...

Характеристики героев
Барон

Барон...

Характеристики героев
Генрих IV

Генрих IV...

Характеристики героев
Черкешенка

Черкешенка...

Характеристики героев
В каждой истории любви скрыта будущая история скорби.  Близкой или далекой. Для одного из влюбленных или для другого. Иногда для обоих. Так почему же мы вечно жаждем любви? Потому что любовь - это та точка, в которой соединяются правдивость и магия.

В каждой истории любви скрыта будущая история...

Цитаты из книг
Король Лир

Король Лир...

Крылатые выражения
Джейк Барнс

Джейк Барнс...

Характеристики героев
Тригорин

Тригорин...

Характеристики героев
Яго

Яго...

Характеристики героев
Изора

Изора...

Характеристики героев
Ссора влюбленных — возобновление любви.

Ссора влюбленных — возобновление любви....

Афоризмы о любви
Король Джон

Король Джон...

Характеристики героев
Гинц

Гинц...

Характеристики героев
Вольпоне

Вольпоне...

Характеристики героев
Слуга двух господ

Слуга двух господ...

Крылатые выражения
Жизнь есть борьба

Жизнь есть борьба...

Крылатые выражения
Гофолия

Гофолия...

Характеристики героев
Мегера

Мегера...

Крылатые выражения
Орфей

Орфей...

Характеристики героев