Характеристики героев
88
Не нравится 0 Нравится

Санин



САНИН — герой романа русского писателя М.П.Арцыбашева «Санин» (1907). Фигура С. имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам С. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев («Жена», ок.1902), Иван Ланде («Смерть Ланде», 1904), Андреев и Коренев («Тени утра», 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип — человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления Санина.Герой — индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени». Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. «Так сказал Заратустра», 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью». Проповедуя, С. не обнаруживает страстности Заратуст-ры, который ему «скучен». В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л.Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания». Реакцией на появление в печати романа о С. явилось огромное количество статей и книг, ему посвященных. Критики разделились на два лагеря. Одни, как И.П.Баранов, горячо приветствовали С. — певца «свободы» от веками давящей рутины и «символ грядущей силы». Другие, как Г.С.Новополин и А.П.Омельченко, предавали его анафеме, называя «диким зверем», «социальным паразитом», утверждая, что С.— герой порнографического романа, наследник героев действительно порнографических романов 80-х гг. XIX века. Против романа и его автора было возбуждено несколько судебных дел. Но Д.В.Философов еще в 1909 году писал, что здесь речь идет не о похоти, а о «скорби пола». После «шедевров» порнографического бума, захлестнувшего Европу в XX веке, очевидно, что С.— всего лишь реакция на пуританство в литературе. С.— герой перелома времени, межвременья. Суть образа С. — в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души. Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. При умалении высшего начала низменное преобладает, превращая человека в существо хуже зверя. Но при замалчивании проблем плоти или при неумелом аскетизме плоть заявляет о себе, приводя человека к уродливой форме жизни. Сила образа С. заключается в привлечении внимания к тому, что пришло время вернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.— герой отрицания, знающий, как «не надо», пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова «зверь» и «тварь» по отношению практически ко всем персонажам. Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни. Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть — единственное «естество» человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию «Антихристианина» Ницше. В своем отрицании С. доходит до положения о бесплодности мысли человека вообще. Фауст и Гамлет ему скучны, как и Заратустра. С.— герой-проповедник, открывающий окружающим новые истины. Он туманно говорит о новых условиях жизни, при которых не будет ни зверств, ни аскетизма. Именно эта туманность делает С. героем промежуточным, двойственным. Это герой нереализованных возможностей, не знающий, «как надо», но в отличие от мучающихся этим героев Толстого и Достоевского не уходящий в глубины саморефлексии, всему предпочитающий сон и рюмку водки. Он способен на кратковременный душевный порыв, сочувствие. Однако принятая им формула жизни превращает его из человека в самца и ведет ко все большей туманности относительно путей к «естеству» и счастью. А. Блок, один из немногих современников, отнесшихся мудро к образу С., задавался вопросом относительно его будущего, считая, что скорее всего С. «потеряется». Образ С. получил у Арцыбашева завершение в образе художника Михайлова («У последней черты», 1912), который, следуя «голосу естества», дошел до грубости и насилия, а затем до потери возможности «наслаждения жизнью» и всепоглощающей тоски.

Лит.: Боровский В.В. Базаров и Санин. Две личности. 1909; Розанов Н.П. Крылья смерти. Владикавказ, 1913; Никоненко С.Г. Михаил Арцыбашев // М.П.Арцыбашев. Тени утра. М., 1990; Руднев А. «Я человек жизни, и только жизни, земной, человеческой…» // «Вопросы литературы». М., 1991. №11-12; Прокопов Т.Ф. Жизнь и смерть Михаила Арцыбашева // М.П.Арцыбашев. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 1.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Герой

Герой...

Басни Эзопа
Эдичка

Эдичка...

Характеристики героев
Хорь

Хорь...

Характеристики героев
Фредерик Генри

Фредерик Генри...

Характеристики героев
Турбин

Турбин...

Характеристики героев
Триродов

Триродов...

Характеристики героев
Стивен Дедал

Стивен Дедал...

Характеристики героев
Сен-Пре

Сен-Пре...

Характеристики героев
Рудин

Рудин...

Характеристики героев
Роберт Джордан

Роберт Джордан...

Характеристики героев
Н. Н.

Н. Н....

Характеристики героев
Максим Максимыч

Максим Максимыч...

Характеристики героев
Калиныч

Калиныч...

Характеристики героев
Левин

Левин...

Характеристики героев
Иван Ильич

Иван Ильич...

Характеристики героев
Доктор Джекиль И Мистер Хайд

Доктор Джекиль И Мистер Хайд...

Характеристики героев
Джейк Барнс

Джейк Барнс...

Характеристики героев
Гарри Морган

Гарри Морган...

Характеристики героев
Вильгельм Мейстер

Вильгельм Мейстер...

Характеристики героев
Василий Тёркин

Василий Тёркин...

Характеристики героев
Билли Пилигрим

Билли Пилигрим...

Характеристики героев
Базаров

Базаров...

Характеристики героев
Астрофил

Астрофил...

Характеристики героев
У последней черты

У последней черты...

Крылатые выражения
Тартарен из Тараскона

Тартарен из Тараскона...

Крылатые выражения
Рыцарь печального образа

Рыцарь печального образа...

Крылатые выражения
Робинзон

Робинзон...

Крылатые выражения
Робин Гуд

Робин Гуд...

Крылатые выражения
По большому счету

По большому счету...

Крылатые выражения
Печорин

Печорин...

Крылатые выражения
Шовинизм

Шовинизм...

Крылатые выражения
Гулливер

Гулливер...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Герой нашего времени

Герой нашего времени...

Крылатые выражения
Геракл

Геракл...

Крылатые выражения
В поисках утраченного времени

В поисках утраченного времени...

Крылатые выражения