Характеристики героев
240
Не нравится 0 Нравится

Сехисмундо



СЕХИСМУНДО (исп. Segismundo) — герой драмы Педро Кальдерона де ла Барки «Жизнь есть сон» (опубл. в 1636 г.; написана, по-видимому, в конце 20-х или в самом начале 30-х годов XVII»Шв.). Королю Басилио, мудрецу и звездочету, светила предсказали, что его сын С. станет чудовищным тираном; чтобы спасти страну от бедствий, Басилио объявил, что ребенок родился мертвым, и приказал держать его в горной башне. Решив проверить, не обманули ли его небесные знамения, король велит, усыпив С., перенести его во дворец. Узнав, что он — будущий государь, которого сделали пленником, С. возмущен учиненной над ним несправедливостью. Но его гнев нерационален: требуя во всем беспрекословно ему повиноваться, принц убивает слугу. Тогда его опять усыпляют, переносят обратно в башню и уверяют, что все происшедшее во дворце было лишь сном. С. пытается разобраться, является ли он заключенным, которому приснилось, что он принц, или принцем, которому снится, что он заключенный. Герой хочет понять, что в жизни иллюзорно, ложно, а что действительно, подлинно, и эти размышления многое в нем меняют. Когда часть войска восстает, чтобы посадить на трон законного наследника, и сторонники Басилио оказываются разбитыми, С., получив власть, проявляет себя мудрым и добрым правителем. Важнейшие события драмы разворачиваются в душе героя. Его самопознание в немалой мере определено внешними обстоятельствами: С. вырастает, не зная, кто его родители и кто он такой. Самая пылкая, всепоглощающая его страсть — жажда правды и свободы. Первый его монолог («О, я несчастен, горе мне!») — яростный протест против неволи; и Кальдерой не оставляет сомнения, что свобода — неотъемлемое и важнейшее право человека. В переполненном болью и негодованием монологе герой проклинает судьбу, дающую человеку меньше свободы, чем зверю, ручью, рыбе и птице, но, узнав, что он не жалкий узник, а всесильный государь, С. становится убийцей и насильником. Его свобода — свобода зверя, и сам С. знает, что он — получеловек-полузверь. От звериной половины ему помогает избавиться убеждение, что жизнь есть сон. Но что значит отождествление жизни и сна? Во сне образы сознания воспринимаются спящим как нечто действительное, и если жизнь есть сон, то и наяву человек видит лишь то, что представляется его сознанию. Вместе с тем Кальдерой постигает то, что будет достоянием психологии лишь в XX»Шв.: образы сна порождены отнюдь не только мыслью, но и надеждами, страхами, тайными желаниями. Последние неосознанно воздействуют не только на сновидения, но и на поведение человека. Если в опубликованном через год после пьесы Кальдерона «Рассуждении о методе» Декарта абсолютизировался рассудок («Я мыслю, следовательно, я существую») и заявлялось, что лишь благодаря мысли человеческое существование оказывается чем-то достоверным, то барочный художник Кальдерон менее односторонен и категоричен. В его драмах сталкиваются, в какой-то мере пронизывают друг друга сознание и подсознание, рассудок и аффект. Явь и сон, иллюзия и реальность здесь теряют свою однозначность и уподобляются друг другу: sueno по-испански не только сон, но и мечта; поэтому «La vida es sueno» можно перевести и как «Жизнь есть мечта». Мечта истолковывается у Кальдерона вовсе не в сентиментально-благостном духе: узнав, что он принц, и получив возможность осуществить свою мечту о свободе, С. ведет себя как чудовище. Безграничная свобода оказывается одной из самых вредных и опасных иллюзий: С. предстоит понять, что человеческая свобода — не беспредел, что она подчиняется нравственным законам. В постижении этих законов происходит становление личности С., выявление его подлинного «я». «Жизнь есть сон» — истинно христианская драма, так как именно христианство столь решительно указало на исключительное значение душевной жизни и поставило важнейшую задачу управлять своими внутренними состояниями, подавляя в себе злые, греховные желания и порывы. И вместе с тем «Жизнь есть сон» — это социальная драма (такое соединение характерно для барокко), показывающая, что становление нравственного «я» возможно лишь благодаря осознанию своей ответственности перед другими. До встречи с Росаурой С. рос, не зная никого, кроме своих тюремщиков, ненавидя их и сами небеса, обрекшие его на жизнь в неволе. Эта ненависть выплескивается во дворце самым пагубным образом. Возникшее чувство к Росауре, чувство любви (а любовь — это одна из главных христианских добродетелей), — помогает ему понять, что нельзя быть человеком, живя одной лишь ненавистью, что прочнейшие отношения, связывающие людей, — добрые отношения («Так знай добро живет вовеки, хоть ты во сне его свершил»). Любовь и добро — мосты к людям и к вечности. Поверив в это, С. преодолевает «донжуановское» состояние — рабское подчинение инстинктам, бездумным и бездушным вожделениям. Однако, как подчеркивает Кальдерой, борьба противоположных начал — интеллекта и нерефлектированных импульсов, ненависти и любви — длится вечно. В финале принц отпрааляет в башню-тюрьму вызволившего его из нее мятежного солдата, и образ башни-тюрьмы воспринимается в символическом смысле: в тайниках души вечно скрывается нечто мятежное, что надо подавлять неустанно. С. часто сравнивают с Гамлетам. У Шекспира и Кальдерона выведены герои-мыслители, действие в обоих произведениях преимущественно строится на движении мысли. Оба принца сталкиваются с враждебной судьбой, с «трагическим состоянием мира», по терминологии Гегеля, оба мучительно не приемлют несвободу. Но Гамлета больше зсего терзает зло, царящее в окружающей жшни, С. же приходит к выводу, что самое страшное — зло, живущее в нас самих. Будущий властелин страны, как и любой человек, должен прежде всего научиться властвовать над собой. Свирепый бунтарь против неволи, преодолевая в себе эгоистическое своеволие, сознает, что свобода неотделима от строгих обязательств и что решающий шаг к справедливости — способность самому быть справедливым и великодушным с другими. О становлении нового С. зритель узнает благодаря прекрасным, открывающим его душевные движения поэтическим монологам. В финале герой появляется во главе мятежного войска; король Басилио в отчаянии падает к ногам сына. Но принц бережно поднимает отца и сам становится перед ним на колени, одерживая главную победу над собой, над своей мстительностью и гордыней.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Истинная природа

Истинная природа...

Притчи народов мира
Излечение сумасшедшего

Излечение сумасшедшего...

Восточные притчи
Совет королю

Совет королю...

Притчи народов мира
Король – в раю, священник – в аду

Король – в раю, священник – в аду...

Притчи народов мира
Истинный принц

Истинный принц...

Притчи народов мира
Путь к богатству

Путь к богатству...

Притчи народов мира
Недоступная Принцесса

Недоступная Принцесса...

Христианские притчи
Сон короля

Сон короля...

Притчи Ошо
Отречение Мохаджита

Отречение Мохаджита...

Индийские притчи
Безумный принц

Безумный принц...

Еврейские притчи
Катапульта

Катапульта...

Даосские притчи
Выманить под дождь

Выманить под дождь...

Восточные притчи
Верблюд на башне

Верблюд на башне...

Буддийские притчи
Принц и нищий

Принц и нищий...

Притчи со смыслом / Русские притчи
Принц и Маг

Принц и Маг...

Притчи со смыслом
Девочка, которая ждала принца

Девочка, которая ждала принца...

Притчи со смыслом
Исполнитель желаний

Исполнитель желаний...

Притчи со смыслом
Что украшает человека

Что украшает человека...

Притчи со смыслом
Самое дорогое сокровище

Самое дорогое сокровище...

Притчи со смыслом
Любовь и постоянство

Любовь и постоянство...

Притчи со смыслом
Как найти самого достойного

Как найти самого достойного...

Притчи со смыслом
Зачем нужна сила воли?

Зачем нужна сила воли?...

Притчи со смыслом
Гордость и мудрость

Гордость и мудрость...

Притчи со смыслом
Принц и мудрец

Принц и мудрец...

Притчи со смыслом
Эмилия Галотти

Эмилия Галотти...

Характеристики героев
Эгмонт

Эгмонт...

Характеристики героев
Храбрый Портняжка

Храбрый Портняжка...

Характеристики героев
Рюи Блаз

Рюи Блаз...

Характеристики героев
Принц Гомбургский

Принц Гомбургский...

Характеристики героев
О-90

О-90...

Характеристики героев
Маленький Принц

Маленький Принц...

Характеристики героев
Король-Дроздобород

Король-Дроздобород...

Характеристики героев
Кирсанов Николай Петрович

Кирсанов Николай Петрович...

Характеристики героев
Дон Фернандо

Дон Фернандо...

Характеристики героев
Дидерих Геслинг

Дидерих Геслинг...

Характеристики героев
Генрих IV

Генрих IV...

Характеристики героев
Золотой дождь

Золотой дождь...

Крылатые выражения
Герой нашего времени

Герой нашего времени...

Крылатые выражения
Притча о любви: Две принцессы

Притча о любви: Две принцессы...

Притчи о любви
Уважать женщин — это долг, которому всякий честный человек должен повиноваться с рождения.

Уважать женщин — это долг, которому всякий...

Афоризмы о женщинах
Женщина-взрывоопасная смесь несочетаемого.Нас воспитывают одновременно иллюзиями(принц приедет и заберёт)и приземленным прагматизмом...

Женщина-взрывоопасная смесь несочетаемого.Нас...

Статусы про женщин
Путь к любви через духовность

Путь к любви через духовность...

Притчи о жизни
В маршрутке молодая мама пытается покормить ребенка грудью -- Кушай , а то дяде отдам , ребенок пососал и выплюнул мама опять

В маршрутке молодая мама пытается покормить...

Анекдоты