Характеристики героев
71
Не нравится 0 Нравится

Софья



СОФЬЯ — героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» (Ю.Н.Тынянов), которая разворачивается на бурном общественном, политическом фоне русской жизни начала 20-х годов XIX»Шв. С. распускает слух о сумасшествии Чацкого, «рядит его в шуты» и побеждает в той борьбе, которая происходит между ними. Но победа ее мнима. Темы «обмана» и «горя» касаются не только Чацкого, но и С. «Горе» С. связано с ошибкой внутреннего зрения, с неудачным выбором «героя романа». С. платит за «коварство» Молчалина и собственную нравственную неразборчивость глубоким унижением и одиночеством («А горе ждет из-за угла…»). Взаимоотношения Чацкого и С. совсем непросты. Независимо от желания С., ее интерес к Чацкому не гаснет; он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого. Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды С. на прочность ее отношений с Молчаливым. Тема возникает в сцене воспоминаний о Чацком в ответ на упреки Лизы: «Я очень ветрено, быть может, поступила // И знаю, и винюсь, но где же изменила? Кому?» Ход сюжета на тысячи ладов повторит мотив «измены», десятки раз поставит вопрос «Кому?». Чацкому не надо совершать никаких поступков, уже само постоянное присутствие его в доме Фамусовых делает проблематичным то «скромное» обаяние Молчалина, которое С. так высоко ценит. Не страх разоблачения ее романа Фамусовым, а ужас перед вероятным разоблачением «идеала» толкает С. защищать достоинства Молчалина от каждого, кто посягнет их оспорить, особенно если это Чацкий. Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит С., та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Но в коллизию вмешивается случай. Он дает С. шанс уничтожить Чацкого в глазах общества, обрядить его в шуты («А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?»). Инициатива С. подхвачена всеми «московскими» родственниками, знакомыми, друзьями, и сплетня приобретает вес «общественного мнения»: «Не я сказал, — другие говорят». Этому «бесенку в юбке» (Блок) остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчаливым, случайно является не вовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает. Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство». Истолкование С. на театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно — лирико-психологическое (С. любит Чацкого, но сама того не понимает) — сложилось уже в первых постановках пьесы. В таком рисунке С. играли актрисы XIX века от М.Д.Лыювой-Синецкой (1830) до М.Н.Ермоловой (1874). Другое — обличительное (С. — дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ (1925), где С. исполняла А.О.Степанова. Особняком стоят С. — М.Н.Германовой (МХТ 1906), С. — З.Н.Райх (ТИМ 1928), сломавших стереотипы и сыгравших одна — «чайную розу» (В.И.Немирович-Данченко), другая — сложное «переплетение своенравных чувств» (П.А.Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С. — Т.В.Дорониной в спектакле Г.А.Товстоногова (БДТ, 1962). Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства: женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Чацкий

Чацкий...

Характеристики героев
Фамусов

Фамусов...

Характеристики героев
Скалозуб

Скалозуб...

Характеристики героев
Молчалин

Молчалин...

Характеристики героев
Вазир-Мухтар

Вазир-Мухтар...

Характеристики героев
Ученье — вот чума; ученость — вот причина

Ученье — вот чума; ученость — вот причина...

Крылатые выражения
Умеренность и аккуратность

Умеренность и аккуратность...

Крылатые выражения
Сюда я больше не ездок!

Сюда я больше не ездок!...

Крылатые выражения
Счастливые часов не наблюдают

Счастливые часов не наблюдают...

Крылатые выражения
Смешенье языков: французского с нижегородским

Смешенье языков: французского с нижегородским...

Крылатые выражения
Служить бы рад, прислуживаться тошно

Служить бы рад, прислуживаться тошно...

Крылатые выражения
Свежо предание, а верится с трудом

Свежо предание, а верится с трудом...

Крылатые выражения
С чувством, с толком, с расстановкой

С чувством, с толком, с расстановкой...

Крылатые выражения
Французик из Бордо

Французик из Бордо...

Крылатые выражения
Там хорошо, где нас нет

Там хорошо, где нас нет...

Крылатые выражения
Рассудку вопреки, наперекор стихиям

Рассудку вопреки, наперекор стихиям...

Крылатые выражения
Пофилософствуй — ум вскружится

Пофилософствуй — ум вскружится...

Крылатые выражения
Поспорят, пошумят и разойдутся

Поспорят, пошумят и разойдутся...

Крылатые выражения
Послушай, ври, да знай же меру!

Послушай, ври, да знай же меру!...

Крылатые выражения
Шел в комнату, попал в другую

Шел в комнату, попал в другую...

Крылатые выражения
Ну, как не порадеть родному человечку?

Ну, как не порадеть родному человечку?...

Крылатые выражения
Не поздоровится от этаких похвал

Не поздоровится от этаких похвал...

Крылатые выражения
Молчалины блаженствуют на свете!

Молчалины блаженствуют на свете!...

Крылатые выражения
Мильон терзаний

Мильон терзаний...

Крылатые выражения
Лучшая половина

Лучшая половина...

Крылатые выражения
И вот — общественное мнение!

И вот — общественное мнение!...

Крылатые выражения
Злые языки страшнее пистолета!

Злые языки страшнее пистолета!...

Крылатые выражения
Дверь отперта для званных и незванных

Дверь отперта для званных и незванных...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Времен очаковских и покоренья Крыма

Времен очаковских и покоренья Крыма...

Крылатые выражения
Век нынешний и век минувший

Век нынешний и век минувший...

Крылатые выражения
В деревню, в глушь, в Саратов!

В деревню, в глушь, в Саратов!...

Крылатые выражения
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!...

Крылатые выражения
Ба! знакомые всё лица!

Ба! знакомые всё лица!...

Крылатые выражения
А судьи кто?

А судьи кто?...

Крылатые выражения
А, впрочем, он дойдет до степеней известных

А, впрочем, он дойдет до степеней известных...

Крылатые выражения