Характеристики героев
69
Не нравится 0 Нравится

Танкред, Гисмонда и Гвискардо



ТАНКРЕД, ГИСМОНДА и ГВИСКАРДО — герои одной из новелл книги Д. Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) — 1-я новелла 4-го дня. Танкред, правитель Салернский, убивает Гви-скардо, любовника своей дочери Гисмонды, и посылает ей в золотом кубке его сердце; она поливает сердце отравой, выпивает отраву и умирает. Сюжет этой новеллы Боккаччо восходит к всемирно известному фольклорному сюжету — мифу о «съеденном сердце» как символическом наказании за прелюбодеяние по закону талиона, по принципу возмездия par pari (око за око, зуб за зуб), поскольку сердце в мировом фольклоре рассматривается как «обиталище любви» и потому становится материальным объектом мести: укравший сердце возлюбленной расплачивается своим сердцем. Сюжет этот, по предположению В.М.Жирмунского, из Индии (пенджабский народный роман о приключениях раджи Расалу) через персидскую и арабскую литературу в эпоху крестовых походов попал в европейскую литературу, в которой приобрел необычайную популярность особенно в XII веке. В романе Тома о Тристане (1160 г.) автор пересказывает старофранцузское лэ о Гироне, которое распевает Изольда. Сниженный вариант этого сюжета — «Лэ об узнике» трубадура Рено: рыцарь Иньор, по прозвищу Соловей, становится любовником сразу двенадцати дам. Их мужья мстят ему, подносят дамам его сердце, после чего те отказываются от еды и умирают от голода. Вообще все версии сюжета о «съеденном сердце» имеют один финал — дама, которой подносят сердце возлюбленного, тем или иным способом кончает жизнь самоубийством. Наибольшую известность получил сюжет жизнеописания трубадура Гильома де Кобестаня, который слагал для своей дамы песни о любви. Муж дамы, граф Раймон де Кастель-Россильон, заподозрил ее в любовной связи с трубадуром и, убедившись, что подозрения его не напрасны, приказал убить де Кобестаня, а сердце его заставил съесть ни о чем не подозревавшую жену. Когда же она узнала об этом, то закололась кинжалом. Этот сюжет фактически без искажений Боккаччо пересказывает в 9-й новелле 4-го дня, посвященного рассказам о несчастной любви (о мессере Гвильермо Россильоне и мессере Гвильермо Гвардастаньо). В своего рода ослабленном варианте сюжет о «съеденном сердце» использован и в новелле о Танкреде, Гисмонде и Гвискардо. Однако здесь Боккаччо выходит за рамки классического любовного треугольника. Трагический конфликт между отцом, дочерью и ее возлюбленным (из-за недостаточно высокого происхождения последнего) перерастает в конфликт между ложно понятой честью (Танкред), правом на любовь (Гисмонда) и истинным благородством (Гвискардо). Этот конфликт в полную силу раскрывается в знаменитом монологе Гисмонды, произнесенном ею перед пришедшим требовать объяснений Танкредом. Она «не как страждущая или же уличенная женщина заговорила с отцом — вид у нее был в эту минуту невозмутимый и решительный, взгляд открытый и нимало не растерянный». Гисмонда обосновывает свое право на любовь к Гвискардо, отвергает упреки отца в его «неблагородстве», говоря, что благородство определяется не происхождением, а добродетельными поступками человека. Сам Танкред, хотя он и движим представлением о том, что Гисмонда оскорбила отцовскую любовь и унизила его честь, все-таки не уверен в своей правоте. Он скрывается после того, как застает Гисмонду с Гвискардо, плачет, когда приходится требовать объяснений от Гисмонды, приказывает убить Гвискардо лишь потому, что не уверен, что Гисмонда выполнит свою угрозу, рыдает у постели умирающей Гисмонды и, наконец, уже запоздало раскаявшись, приказывает похоронить вместе Гисмонду и Гвискардо (тот же мотив, что и в сюжете о Тристане и Изольде). В новелле Боккаччо любовь Гисмонды и Гвискардо вступает в противоборство со старыми ложными понятиями, довлеющими над Танкредом, и, несмотря на трагический конец, побеждает. В этом смысле Боккаччо предвосхитил великую трагедию Шекспира о Ромео и Джульетте. Эпизод новеллы, в котором Гисмонда говорит, обращаясь к сердцу возлюбленного, что ей довольно было созерцать его «всечасно очами духовными», по-видимому, обращен к знаменитому эпизоду из «Новой жизни» Данте (3-я глава), в котором поэту в видении является Амор, держащий в руке объятое пламенем сердце поэта, которое он дает вкушать Даме. Мотив сердца, положенного в чашу, связан с «Божественной комедией» Данте (Ад, XII, 120), в которой упоминается сердце убитого брага английского короля Эдуарда I, помещенное в чашу, установленную на колонне у моста через Темзу. Образы Танкреда, Гисмонды и Гвискардо вызвали многочисленные толкования и подражания в европейской литературе. В XVI веке в Италии граф Камерани создает трагедию «Танкред». В ней Гисмонда и Гвискардо вступают в тайный брак, смерть Гвискардо обусловлена лишь официальным законом, а Танкред после смерти Гисмонды выкалывает себе глаза (мотив «нового Эдипа»). В том же веке немецкий бюргерский поэт Ганс Сакс создает «Прежалостную трагедию о князе Конкрете», в которой фактически пересказывает новеллу Боккаччо и делает свои выводы: необходимо вовремя отдавать дочерей замуж, нельзя молодым «впадать в безумство от любови», а коли уж это произошло, «отцам не должно их карать», а «разум скажет», как «беду на пользу обратити и дело честью завершит». В 1561 г. английский драматург Р.Уилкмот ставит трагедию «Танкред и Жисмонда», в которой поведение Жисмонды осуждается, а образ Танкреда подается более человечным и трагическим. На исходе XVII»Шв. Джон Драйден в книге «Рассказы старые и новые» (1699) помещает поэму «Сигисмонда и Гискардо», в которой оттеняет тиранический характер Танкреда и героическое благородство Сигисмонды и сквайра Гискардо. Он также вводит в поэму священника, который благословляет обоих возлюбленных. Под впечатлением поэмы Драйдена английский художник Уильям Хогарт нарисовал картину в высоком стиле «Сигисмонда» (17S9). В XIX веке Стендаль в романе «Красное и черное» в конфликте между маркизом де Ла Моль, его дочерью Матильдой и Жюлъеном Сорелем по-своему отразил мотивы, затронутые в знаменитой новелле Боккаччо. В России на эту новеллу обратил внимание Н.Г.Чернышевский — именно ее в романе «Что делать?» читает Вера Павловна.

Лит.: Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров //Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Сердце банкира

Сердце банкира...

Современные притчи
Моё сердце может принять любой внешний вид

Моё сердце может принять любой внешний вид...

Восточные притчи
Душа и сердце

Душа и сердце...

Восточные притчи
Сердце Храма Божьего

Сердце Храма Божьего...

Притчи народов мира
Пустое сердце

Пустое сердце...

Притчи народов мира
Имеешь сердце

Имеешь сердце...

Притчи народов мира
Сердце в чистоте

Сердце в чистоте...

Христианские притчи
Сердце Бога

Сердце Бога...

Христианские притчи
Моё сердце бродит повсюду

Моё сердце бродит повсюду...

Христианские притчи
Сердце человека

Сердце человека...

Даосские притчи
Обманутое сердце

Обманутое сердце...

Притчи со смыслом
Любовь живёт в сердце

Любовь живёт в сердце...

Притчи со смыслом
Одинокое сердце

Одинокое сердце...

Притчи со смыслом
Мысль на сердце

Мысль на сердце...

Притчи со смыслом
Воспрянувшее сердце

Воспрянувшее сердце...

Притчи со смыслом
Федериго Дельи Альбериги

Федериго Дельи Альбериги...

Характеристики героев
Гризельда

Гризельда...

Характеристики героев
Амур и Психея

Амур и Психея...

Характеристики героев
Пепел Клааса стучит в мое сердце

Пепел Клааса стучит в мое сердце...

Крылатые выражения
Каменное сердце

Каменное сердце...

Крылатые выражения
Сердце, не разбитое любовью, ещё не сердце.

Сердце, не разбитое любовью, ещё не сердце....

Цитаты про любовь / Цитаты из книг
Безумны те женщины, что позволяют тайной любви вспыхнуть в своем сердце

Безумны те женщины, что позволяют тайной любви...

Цитаты про любовь / Цитаты про женщин / Цитаты из книг
Сердце женщины, в любви своей оскорбленное изменой, подобно крепости, захваченной, опустошенной и покинутой.

Сердце женщины, в любви своей оскорбленное...

Афоризмы о любви / Афоризмы о женщинах
Сердце - вот его слабое место; целься в сердце, и ты повергнешь любого противника. Много могущественных людей претерпели крах из-за сердечных привязанностей.

Сердце - вот его слабое место; целься в...

Цитаты из книг
Пустое сердце бьется ровно.

Пустое сердце бьется ровно....

Афоризмы и мысли великих людей
Моё место в твоём сердце никто и никогда не займёт. Просто потому что в твоём сердце места для меня никогда не было, нет и не будет.

Моё место в твоём сердце никто и никогда не...

Статусы о любви
Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет...

Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет......

Красивые стихи о любви
Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.

Мужчина лучше женщины философствует о сердце...

Афоризмы о женщинах
Слышишь, сердце, не сходи с ума... Будет все у нас, как мы хотим... Нет, не отменяется зима... Просто мы ее не ощутим... Слышишь, сердце, мы не отдадим, ничего, что нам принадлежит...

Слышишь, сердце, не сходи с ума... Будет все у...

Статусы о любви
В нашем сердце

В нашем сердце...

Цитаты со смыслом
Открой мне сердце- я ворвусь, с разбега, Останусь в нём, построю лучший дом... Я так устала от пустого бега, Хочу остаться в сердце я твоём...

Открой мне сердце- я ворвусь, с разбега,...

Красивые стихи о любви
Бывает отдаёшь кому-то сердце...

Бывает отдаёшь кому-то сердце......

Статусы о любви
Душа и сердце

Душа и сердце...

Афоризмы на каждый день
Сохрани

Сохрани...

Красивые стихи о любви
Самое прекрасное сердце

Самое прекрасное сердце...

Притчи о жизни
Наше сердце...

Наше сердце......

Афоризмы на каждый день