Характеристики героев
84
Не нравится 0 Нравится

Треплев



ТРЕПЛЕВ - герой комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). В образе Т. Чехов раскрывает мироощущение человека «рубежного» времени, ведущей идеей которого становится идея «духовного избранничества». Эта идея волнует воображение Т., определяет его характер чувствований, «окраску переживаний» (А.Белый). Слова Т. о «жрецах святого искусства», «немногих избранных» можно счесть «оговоркой по Фрейду», выдающей жгучее желание Т. стать одним из них: «У меня в мозгу точно гвоздь, будь он проклят вместе с моим самолюбием, которое сосет мою кровь, сосет, как змея…» Стремление вырваться из плена социальной реальности, в которой он всего лишь «киевский мещанин», рождает «эстетический протест» (Н.А.Бердяев) против современных форм искусства и жизни. «Странная» пьеса Т. — его первое лирическое самовысказывание, его личная «попытка полета». Реальный усадебный пейзаж («вид на озеро; луна над горизонтом, отражение ее в воде»; женщина, «вся в белом», сидящая на камне), — этот пейзаж, заключенный в «зеркало сцены», становится идеальной эстетической оболочкой Мировой Души. Т. создает «метафизику красоты», трагичную по существу. В отказе Т. от изображения жизни «как она есть» слышен отзвук шопенгауэровского «отказа от материи». Троекратное эхо «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно» выражает состояние бесконечного духовного одиночества автора. А слова о «пленнике, брошенном в глубокий колодец» — надежду быть услышанным и понятым. Провал спектакля означает для Т. не столько отвержение «новых форм», сколько «неуспех личности», осмеяние «претензии» на духовное избранничество. Экзистенциальная тревога, связанная с проблемой самоидентификации («Я — ничто… Кто я? Что я?») и боязнью «опоздать» («Мне уже двадцать пять лет»), развивает в Т. «гамлетовский комплекс» (В.В.Набоков). Отсюда стремление Т. «символизировать» жизнь, превратить ее грубую материю в одухотворенный образ-символ: «Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу ее у ваших ног». Отказ Нины понимать эту символическую акцию -«страшен, невероятен» для Т.: «Будто это озеро вдруг высохло или утекло в землю». Нина Заречная — Психея, душа творчества Т. Теряя ее, он утрачивает способность творить: «Она меня не любит, я уже не могу писать… Пропали мои надежды». На протяжении всей пьесы Т. стремится вырваться за пределы своего одиночества: ставит спектакль, пытается покончить с собой, затевает глупую дуэль с Тригориным, хочет вернуть любовь матери, Аркадиной. Но все его попытки кончаются — провалом, смешной неудачей, нелепостью, скандалом. Спустя два года, прошедших между третьим и четвертым действием пьесы, Т. уже «настоящий писатель»: он печатается в журналах, его ругают в газетах, почитатели интересуются его внешностью и возрастом. Он стал спокойнее в проявлениях, и можно только догадываться, какие чувства им владеют, когда он рассказывает о жизни Нины, видит чучело чайки, слышит тригоринское «не помню». Приход Нины взрывает наружное спокойствие Т. и обнажает его внутреннее отчаяние, потерю чувства жизни, неверие в себя и свое призвание. Когда Нина — Мировая Душа -окончательно покидает его, он остается наедине с «хаосом грез и образов». Самоубийственный выстрел Т. в финале пьесы — не бессилие отчаяния, а сознательный выбор. «Лопнула 409 склянка с эфиром»: дух освободился от стесняющей его «материи жизни». Трагизм «странной» пьесы Т. отозвался трагической иронией в финале комедии Чехова, превращая конфликт Т. из жизненно-психологического в экзистенциально-философский. В образе Т. Чехов предугадал многие черты человека новейшего времени, которые с достаточной ясностью и полнотой проявились позднее — в мироощущении, в творческих судьбах художников «серебряного века»: В.Ф.Комиссаржевской, В.Э.Мейерхольда,»Шв.Коневского, В.Князева, в особенности А.Белого. Характерные черты этого мироощущения, воссозданные в образе Т.: «незавершенный» внутренний мир, отсутствие опоры, «тверди» (Ф.А.Степун); метания между «я» жизненно-психологическим и «я» художественно-эстетическим (В.Ф.Ходасевич); «изъян излишнего одухотворения» (Б.Л.Пастернак). Первым исполнителем роли Т. (спектакль Александрийского театра, потерпевший провал, 1896) был Р.Аполлонский. В знаменитой постановке Художественного театра, в которой, по убеждению К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, произошло «рождение» созданного ими театра, роль Т. играл В.Э.Мейерхольд. Слова чеховского героя о поисках новых форм искусства определили художническое кредо будущего великого режиссера.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Молодая красивая женщина — это чудо природы. Немолодая красивая женщина — это чудо искусства.

Молодая красивая женщина — это чудо природы....

Афоризмы о женщинах
Отвратительная идея

Отвратительная идея...

Восточные притчи
Область применения врачебного искусства

Область применения врачебного искусства...

Восточные притчи
Желание святого

Желание святого...

Христианские притчи
Гвоздь в ботинке

Гвоздь в ботинке...

Притчи со смыслом
Река и озеро

Река и озеро...

Притчи со смыслом
Цель искусства

Цель искусства...

Притчи со смыслом
Чанакья

Чанакья...

Характеристики героев
Храбрый Портняжка

Храбрый Портняжка...

Характеристики героев
Тригорин

Тригорин...

Характеристики героев
Тонио Крегер

Тонио Крегер...

Характеристики героев
Раневская

Раневская...

Характеристики героев
Овлур

Овлур...

Характеристики героев
Нина Заречная

Нина Заречная...

Характеристики героев
Ловлас

Ловлас...

Характеристики героев
Дядя Ваня

Дядя Ваня...

Характеристики героев
Душечка

Душечка...

Характеристики героев
Дидерих Геслинг

Дидерих Геслинг...

Характеристики героев
Аркадина

Аркадина...

Характеристики героев
Сюжет для небольшого рассказа

Сюжет для небольшого рассказа...

Крылатые выражения
Хамелеон

Хамелеон...

Крылатые выражения
По строгим правилам искусства

По строгим правилам искусства...

Крылатые выражения
Парнас

Парнас...

Крылатые выражения
Машина времени

Машина времени...

Крылатые выражения
Казнь египетская

Казнь египетская...

Крылатые выражения
Искусство для искусства

Искусство для искусства...

Крылатые выражения
Архитектура — застывшая музыка

Архитектура — застывшая музыка...

Крылатые выражения
Арбитр изящного

Арбитр изящного...

Крылатые выражения
Искусство создается для жизни, а не жизнь для искусства.

Искусство создается для жизни, а не жизнь для...

Афоризмы о жизни
Основная идея — умереть молодым как можно позже.

Основная идея — умереть молодым как можно...

Афоризмы на каждый день
Дон Кихот Ламанчский

Дон Кихот Ламанчский...

Cимволы и их значения
Вавилонская башня

Вавилонская башня...

Cимволы и их значения
В глазах женщины идея всегда имеет лицо.

В глазах женщины идея всегда имеет лицо....

Афоризмы о женщинах
Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любою женщиной, — и овладеешь ею, расставляй только свои сети!

Будь уверен прежде всего, что овладеть можно...

Афоризмы о женщинах
Каждая женщина, усаживаясь за туалетный столик, становится художницей и погружается в мир искусства. Точнее — она получает шанс

Каждая женщина, усаживаясь за туалетный...

Афоризмы о женщинах
Жизнь – это собачья упряжка: пока ты не лидер, пейзаж не меняется.

Жизнь – это собачья упряжка: пока ты не лидер,...

Афоризмы о жизни