Характеристики героев
135
Не нравится 0 Нравится

Тристан и Изольда



ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА (фр. Tristan et Iseut, старофр. Tristran et Isolt) —

1) герои литературных памятников средневековья. Легендарными прототипами Т. и И. считаются образы кельтских, ирландских и шотландских легенд. Имя Т. впервые встречается в форме Дроостан (Дрост, Дрест) в генеалогиях пиктских королей VIII»Шв. Многие сюжетные параллели к Т. и И. можно обнаружить в двух ирландских сагах — «Изгнание сыновей Уснеха» и «Бегство Ди-армайда и Грайне». Л.Д.Михайлов считает, что И. унаследовала многие черты своих кельтских предшественниц. Ее имя в форме Eselt встречается в англосаксонском источнике 967 г. Во время нормандского завоевания Англии образы Т. и И. перешли во французскую литературу (имя Т. созвучно с фр. triste – «печальный»). Существует также предположение, что мифологические корни образов Т. и И. уходят в яфетические (жителей Афревразии) сказания о космических стихиях, о Солнце — Т. и о воде — И.

Литературная генеалогия этих героев восходит к т.н. «Прототипу» — первому французскому роману о Т. и И. (целиком утерян). Сохранились лишь две стихотворные обработки «Прототипа», датируемые втор. пол. XII»Шв.: поэма Беруля и фрагменты романа Трувера Тома. Немецкий вариант романа о Т. и И. создали Эйльгарт фон Оберг (около 1190) — по Бе-рулю и Готфрид Страсбургский (нач. XIII) — по версии Тома. Помимо этого существует прозаический французский роман, норвежская сага, английская поэма «Сэр Тристрем», французская поэма «Тристан Юродивый», «лэ» Марии Французской «Жимолость» — все они относятся к XIII»Шв. В средневековой литературе Т. и И. стали синонимами идеальных любовников и нередко избирались в качестве псевдонимов трубадурами и теми дамами, которым они посвящали свои любовные стихи. Различают три версии образа Т. и И.: эпическая (Беруль — его И. бесконечно далека от куртуазных героинь рыцарских романов, она постоянна в своем чувстве, решительна, откровенна); лирическая (Тома — Т. оказывается героем, постоянно раздираемым двумя противоположными и исключающими друг друга чувствами: привязанностью к Марку, мужу И., и любовью к И.); рыцарская, где Т. из любовника, всецело поглощенного своим чувством, превращается в обыкновенного странствующего рыцаря. Образы Т. и И. в корне отличались от персонажей куртуазной литературы. А.Н. Веселовский отмечал, что Т. и И. любят друг друга одинаково страстно, увлеченные одной и той же силой: из Т. трудно было сделать sergent d’amour. И. не о чем было умолять. Поэтому во времена Возрождения сюжет о Т. и И. был практически забыт. (Единственное исключение — роман Пьера Сала «Тристан» (нач. XVI»Шв.). В нем любовь Т. и И. имеет счастливый конец.) Лишь с конца XVIII»Шв. возникают десятки новых обработок этого сказания. К образам Т. и И. обращаются поэты Виланд, А.В.Шлегель, Рюккерт, Иммерман, Вакернагель, Платен, М.Арнольд, Теннисон, Суинбери. 2) Герои музыкальной драмы (оперы) Р.Вагнера «Тристан и Изольда» (1859). Вагнер видел в образах Т. и И. прежде всего трагедию любящих и страдающих людей: «Их чувство проходит до конца все фазы бесплодной любви со сжигающим их в глубине души пламенем, начиная от самых робких сетований, в которых выражает себя неутомимо-страстное желание, от нежнейшего трепета — до вспышки страшного отчаяния при осознании безнадежности этой любви, пока, наконец, бессильно никнущее в себе самом чувство Т. и И. не угасает, как бы растворясь в смерти». 3) Герои романа французского писателя и ученого-филолога Ж.Бедье «Роман о Тристане и Изольде» (1900). Бедье создал свою версию Т. и И. на основе версий Беруля, Тома, Эйльгарта фон Оберга и Готфрида Страсбургского. Гастон Парис в предисловии к роману Бедье писал, что смысл его — в роковом характере любви, возвышающейся над всеми законами. Любовь Т. и И. преодолевает внутренние препятствия: ревность, подозрительность, жестокое желание отомстить за мнимое предательство. Образы Т. и И. символизируют такие глубинные антиномии человеческой жизни, как противоречие между законной и незаконной любовью, между любовью и долгом, между дружбой и предательством, и, наконец, между любовью и страстью. В конце романа Бедье как бы посвящает образы Т. и И. читателю: «Они шлют через меня вам привет, всем тем, кто томится и счастлив, кто обижен любовью и кто жаждет ее, кто радостен и кто тоскует, всем любящим. Пусть найдут они здесь утешение в непостоянстве и несправедливости, в досадах и невзгодах, во всех страданиях любви».

Лит.: Le roman de Tristan par Tomas, public par Joseph Bedier. Paris, 1902-190S; Тристан и Исольда — от героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афревразии// Сб.научн. трудов. Л., 1932; Веселовский А.Н. Введение // Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. Л., 1938; // Смирнов А.А. Роман о Тристане и Изольде // Там же; Frappier J. Structure et sens du Tristan: version commune, version courtoise. «Cahiers de Civilisation medievale». 1963, № 24; Varvaro A. II «Roman de Tristan» di Beroul. Torino, 1963; Михаилов А.Д. Легенда о Тристане и Изольде и ее завершение (роман Пьера Сала «Тристан») // Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти акад. В.М.Жирмунского. Л., 1973.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Изгнание

Изгнание...

Восточные притчи
Солнце

Солнце...

Притчи Конфуция
Тимон Афинский

Тимон Афинский...

Характеристики героев
Красная Шапочка

Красная Шапочка...

Характеристики героев
Лир

Лир...

Характеристики героев
Дафнис и Хлоя

Дафнис и Хлоя...

Характеристики героев
Генрих VIII

Генрих VIII...

Характеристики героев
Боян

Боян...

Характеристики героев
Амур и Психея

Амур и Психея...

Характеристики героев
Со щитом или на щите

Со щитом или на щите...

Крылатые выражения
Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика

Смерть одного человека — это смерть, а смерть...

Крылатые выражения
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто...

Крылатые выражения
Себе, любимому

Себе, любимому...

Крылатые выражения
Свобода, равенство и братство

Свобода, равенство и братство...

Крылатые выражения
С одной стороны, нельзя не признаться, с другой стороны, нельзя не сознаться

С одной стороны, нельзя не признаться, с...

Крылатые выражения
Точность — вежливость королей

Точность — вежливость королей...

Крылатые выражения
Рыба гниет с головы

Рыба гниет с головы...

Крылатые выражения
Робин Гуд

Робин Гуд...

Крылатые выражения
Привычка — вторая натура

Привычка — вторая натура...

Крылатые выражения
Перегруппировка сил

Перегруппировка сил...

Крылатые выражения
Человеческий фактор

Человеческий фактор...

Крылатые выражения
Опоясать чресла

Опоясать чресла...

Крылатые выражения
Эзопов язык

Эзопов язык...

Крылатые выражения
Нерв всякого дела

Нерв всякого дела...

Крылатые выражения
На сон грядущий

На сон грядущий...

Крылатые выражения
Лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным

Лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным,...

Крылатые выражения
Капля точит камень не силой, но частотой падения

Капля точит камень не силой, но частотой...

Крылатые выражения
Живой труп

Живой труп...

Крылатые выражения
Дом, построенный на песке

Дом, построенный на песке...

Крылатые выражения
Гидра

Гидра...

Крылатые выражения
Генерал Мороз

Генерал Мороз...

Крылатые выражения
Выпить чашу до дна

Выпить чашу до дна...

Крылатые выражения
Враг народа

Враг народа...

Крылатые выражения
Буржуазные предрассудки

Буржуазные предрассудки...

Крылатые выражения
Браки заключаются на небесах

Браки заключаются на небесах...

Крылатые выражения
Без вины виноватые

Без вины виноватые...

Крылатые выражения