Характеристики героев
39
Не нравится 0 Нравится

Убю



УБЮ (фр. Ubu) — герой цикла пьес А.Жарри «Убю король» (1896), «Убю рогоносец» (1896), «Убю прикованный» (1899), «Убю на Холме» (1901) и «Альманаха папаши Убю», издававшегося драматургом, а после его смерти — А.Волларом. У. изначально был задуман как собирательный карикатурный образ всего самого отвратительного и отталкивающего в человеке. Главные черты этого персонажа — трусость и наглость, жадность и бессердечие, тупость и хитрость, цинизм и самонадеянность, равнодушие к окружающим и жестокость. Первые очертания У. рождались в стенах коллежа в Ренне, где учился А.Жарри, решивший вместе с товарищами беспощадно высмеять ненавистного учителя физики по фамилии Эбер. Придуманный ими Эбе (плод мальчишеского острословия и мстительности) - скопище всех пороков, главный из которых — бесконечное самодовольство, — впервые появился под именем Убю в придуманном Жарри спектакле для марионеток (1888). В 1896 г. папаша Убю во плоти вышел на сцену театра с красноречивым названием «Нуво театр» (Новый театр), в помещении которого уже очень известный к тому времени режиссер Люнье-По показал первое драматическое произведение своего молодого помощника А.Жарри, «Убю король». По прошествии столетия очевидно, что грандиозный скандал, разразившийся в вечер премьеры в маленьком театре у подножия Монмартрского холма, был провозвестником новых эстетических принципов, утверждения безобразного, абсурдного, шокирующего, провокационного как постулатов эпатирующей театральной эстетики. Сведение персонажа У. к карикатуре на буржуазию (через сто лет после Великой французской революции она столь успешно пожинала ее плоды, что вызвала к жизни сонм высмеивающих ее и обличающих художественных произведений) весьма обедняет творение Жарри. У.— символический образ Хама. Поэтому невозможно обрисовать его поведенческие реакции с точки зрения здравого смысла. Вкрапление примет реальной эпохи, в которой очевидны отголоски франко-прусской войны и Парижской Коммуны, не могущих служить верными ориентирами для соотнесения поступков У. с конкретными событиями, лишь делает более объемным универсализм предло женной Жарри модели человеческого существования. Появление персонажа У. на сценических подмостках разрушило все существовавшие до того стереотипы представлений о взаимоотношениях сцены и зала: самим своим бытием У оскорблял зрителей, убежденных в том, что они способны понять происходящее на сцене, нравится им это или нет. Даже символический театр стремился с помощью слова и живописных выразительных средств заставить работать воображение публики. У. же всячески демонстрировал, что ему на нее наплевать, а извергаемые им ругательства, приводившие ее в шоковое состояние, — единственный доступный ему язык. Бесполезно пересказывать похождения Убю старается ли он завоевать корону весьма условной Польши, оказывается ли прикованным по возвращении в Париж, становится ли рогоносцем или осваивается на Монмартрском холме. С!уть его остается неизменной — вызов толпе, утверждающей, что ее заставляют смотреться в кривое зеркало, не желающей узнавать себя в персонаже Жарри. Толпа отомстила художнику, идентифицировав автора с его персонажем. Решив идти в своем сражении с ней до конца, Жарри сознательно окружил себя слухами, столь же нелепыми, как и жутковатые выходки папаши У. В первые десятилетия XX»Шв. прием отождествления себя со своим персонажем станет почти обязательным моментом мифологизации творцами своих биографий. Но в отличие от трагического опыта, «поставленного» на себе создателем У, его последователи использовали холодно-остраненное и пародийно-игровое начало подобной мистификации. Естественно, что такое создание, как У, не может похвастаться какой бы то ни было родословной. Очевидно лишь, что Жарри опирался в какой-то мере на смеховую стихию Рабле, заимствуя у него и гротескно разработанную тему «телесного низа». А вот потомство У.— весьма многочисленно, хотя и не все готовы признавать его своим прародителем, и его легче всего обнаружить среди персонажей драматургии абсурда. Сценическая жизнь У, особенно богатая и разнообразная в 70-80-е годы, хранит имена таких великих исполнителей этой роли, как игравший премьеру Ф.Жемье, один из самых зна менитых французских актеров и режиссеров первой половины XX»Шв., и очень популярный во второй половине века актер и режиссер Ж.Вильсон (постановка «Убю короля» Ж.Вила-ром в ran, 1958), Люнье-По и П.Брук (постановка в «Буфф дю Нор», 1977), — этими именами отмечены вехи в столетней истории жизни персонажа Жарри. В 1969 г. Ж.-Л.Барро ставит спектакль «Жарри на Холме», используя произведения об У и архивные материалы автора. В год столетия появления на свет У. во Франции начинает выходить журнал «Убю», посвященный европейскому театру.

Лит.: Жемье Ф. Театр. М., 1958; Зингер Г. А.Жар-ри // Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. С.383-384; Проскурникова Т.Б.Сюрреали-стические мотивы во французском театре. От Альфреда Жарри до Антонена Арго // На грани тысячелетий. М., 1994. С. 124-145; Вёлаг H. Jany dramaturge. P. 1980; Besnier P., Alfred Jairy. P., 1990.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Любовь — это сон упоительный

Любовь — это сон упоительный...

Крылатые выражения
Крибле-крабле-бумс

Крибле-крабле-бумс...

Крылатые выражения
Король Лир

Король Лир...

Крылатые выражения
Штрейкбрехер

Штрейкбрехер...

Крылатые выражения
Саша с Уралмаша

Саша с Уралмаша...

Крылатые выражения
Шропширский Паренек

Шропширский Паренек...

Характеристики героев
Сюжет для небольшого рассказа

Сюжет для небольшого рассказа...

Крылатые выражения
Жодле

Жодле...

Характеристики героев
Иоанн Грозный

Иоанн Грозный...

Характеристики героев
Гвозди бы делать из этих людей

Гвозди бы делать из этих людей...

Крылатые выражения
Я не волшебник. Я еще только учусь

Я не волшебник. Я еще только учусь...

Крылатые выражения
Театр одного актера

Театр одного актера...

Крылатые выражения
Обидно, досадно

Обидно, досадно...

Крылатые выражения
Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс...

Крылатые выражения
Равнодушие — есть наивысшая жестокость.

Равнодушие — есть наивысшая жестокость....

Афоризмы о жизни
Прямо, грубо, по-стариковски

Прямо, грубо, по-стариковски...

Крылатые выражения
Театр начинается с вешалки

Театр начинается с вешалки...

Крылатые выражения
«Меня так учили...» Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?

«Меня так учили...» Всех учили. Но зачем же ты...

Крылатые выражения
Ночь нежна

Ночь нежна...

Крылатые выражения
Театр для себя

Театр для себя...

Крылатые выражения
Физики и лирики

Физики и лирики...

Крылатые выражения
Вот так номер чтоб я помер!

Вот так номер чтоб я помер!...

Крылатые выражения
Тригорин

Тригорин...

Характеристики героев
Лоренцаччо

Лоренцаччо...

Характеристики героев
Юноша бледный со взором горящим

Юноша бледный со взором горящим...

Крылатые выражения
Юноша бледный со взором горящим

Юноша бледный со взором горящим...

Крылатые выражения
Буревестник революции

Буревестник революции...

Крылатые выражения
Бенедикт и Беатриче

Бенедикт и Беатриче...

Характеристики героев
Буратино

Буратино...

Характеристики героев
Обыкновенное чудо

Обыкновенное чудо...

Крылатые выражения
Безродные космополиты

Безродные космополиты...

Крылатые выражения
Треплев

Треплев...

Характеристики героев
Нина Заречная

Нина Заречная...

Характеристики героев
Марионеточное правительство

Марионеточное правительство...

Крылатые выражения
Джеймс Бонд

Джеймс Бонд...

Крылатые выражения
Открытое письмо

Открытое письмо...

Крылатые выражения