Характеристики героев
90
Не нравится 0 Нравится

Фрекен Жюли



ФРЕКЕН ЖЮЛИ (шв. Froken Julie) — героиня трагедии шведского драматурга Ю.А. Стриндберга «Фрекен Жюли» (1888). Ф.Ж. стала своеобразным символом героини нового типа: иногда определяется как «полуженщина-полумужчина». Мы узнаем только об одной ночи жизни героини — последней. Ф.Ж.— дочь графа, оставшись в праздничную Иванову ночь в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном, а потом, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. В ее истерических метаниях исследователи видят признаки всесторонней деградации. Ф.Ж. и правда не готова к жизни. Не умеет жить, не хочет — всюду чужая, всем опостылевшая. И самое главное, что эта героиня совершенно не способна видеть для себя какое-то будущее. В этом смысле она близка героине Ибсена Гедде Габаер. Традиционно этот образ трактуется в русле натуралистического или реалистического искусства. При этом исследователи (и театры) исходят из авторского предисловия к пьесе, где Стриндберг настойчиво и с нескрываемой гордостью утверждает, что ему удалось создать новый характер, поступки которого строго, даже научно мотивированы, а печальная участь обусловливается рядом социально-психологических, в том числе медицинских, причин. Если согласиться с такой фабулой, а также принять версию Стриндберга, изложенную в предисловии, то Ф.Ж.— безусловно, яркий, сильный, хотя и странный характер. Но этого мало, если говорить о той Ф.Ж., что, независимо от воли автора, существует в пьесе. Неопределенность ее происхождения по материнской линии и социальная закомплексованность, неадекватное половое воспитание, материальные осложнения в семье («жизнь в карете»), а также особая эмоциональная и физическая возбужденность — все это противоречит однозначно «реалистической» трактовке. Структурно образ героини — а отсюда и ее поведение — гораздо ближе позднему Стриндбергу, его «камерным пьесам», созданным почти через двадцать лет после «Фрекен Жюли». Важнейший мотив судьбы героини — мотив падения, воплощенный в навязчивом сне Ф.Ж. Происходящее с ней в пьесе — «реальное» воплощение ее сна. Сон — вообще важнейшая категория театральной лексики Стриндберга. Герои его камерных пьес, где на самом деле нет героев, одни персонажи, живут по законам сна. И Ф.Ж.— явная героиня — живет по тем же законам. В каком-то смысле она «соткана из вещества того же, что наши сны». Происходящее с ней нельзя сводить к сюжету «падения» графини с лакеем. Сны героини говорят о том, что «пасть» ей, собственно, некуда — ведь влекущая ее роковая бездна гораздо глубже интрижки с лакеем. Кстати, не случайно именно графиня Ф.Ж. заводит разговор о снах. Ей снится, что ее тянет «вниз», как можно ниже, но только что-то ее не пускает. Что «надо вниз», Ф.Ж. знает естеством, вряд ли сознательно, поэтому и выбирает самоубийство, но и самоубийство как бы «во сне» — в состоянии гипноза. Та Ф.Ж., которая принадлежит миру снов, миру полуфантастическому, прекрасно понимает неотвратимость собственной гибели. Но природа героини двойственна; краем своего существа Ф.Ж. все же соприкасается с тем, что можно назвать реальным миром, с тем самым, в котором так прочно утвердились Жан и особенно символизирующая агрессивную стабильность реального мира кухарка Кристина. Ф.Ж.— существо хрупкое, неустойчивое, мистически одаренное, мечущееся между тем, что есть ее сновидение, и тем, что кажется явью. Вся ее жизнь — сплошная нелепая эксцентриада. Символическое убийство чижика — едва ли не лишний акцент, и так понятно, что героиня погибнет. Действенная сторона образа выражена в мучительной агонии: здесь и страх, и надежда, и попытки повернуть события вспять. Ф.Ж. гротескно-трогательна в своей попытке быть искренней с Жаном, который просто по своей душевной организации не способен ее понять. Но ей необходимо высказаться — неважно даже перед кем, тем более что больше не с кем поговорить, к тому же именно он используется героиней как «орудие» самоубийства. «Фрекен Жюли» — одна из самых репертуарных пьес Стриндберга. Среди выдающихся актрис, создавших образ Ф.Ж., Гертруда Эй-золдт в спектакле М. Рейнгардта (1904), Л.Питоева (1921). В одной из многочисленных экранизаций пьесы роль Ф.Ж. создала датская актриса А.Нильсен (1922).

Лит.: Ollen G. Strindbergs dramatik. Stockholm, 1966; Marker F, Marker L.-L. Scandinavian Theatre. Toronto, 1980.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
– Знаешь, Жюли, в чем главное преимущество развода? Можно мыть руки, и мыло не остается на пальце…

– Знаешь, Жюли, в чем главное преимущество...

Статусы про отношения
Ася

Ася...

Характеристики героев
Химена

Химена...

Характеристики героев
Соня

Соня...

Характеристики героев
Нора

Нора...

Характеристики героев
Елена Стахова

Елена Стахова...

Характеристики героев
Элиза Дулиттл

Элиза Дулиттл...

Характеристики героев
Монна Ванна

Монна Ванна...

Характеристики героев
Крошка Доррит

Крошка Доррит...

Характеристики героев
Лулу

Лулу...

Характеристики героев
Бекки Шарп

Бекки Шарп...

Характеристики героев
Клеопатра

Клеопатра...

Характеристики героев
Одинцова Анна Сергеевна

Одинцова Анна Сергеевна...

Характеристики героев
Андромаха

Андромаха...

Характеристики героев
Фру Алвинг

Фру Алвинг...

Характеристики героев
Виола

Виола...

Характеристики героев
Пер Гюнт

Пер Гюнт...

Характеристики героев
Хедвиг

Хедвиг...

Характеристики героев
Наталья Петровна

Наталья Петровна...

Характеристики героев
Консуэло

Консуэло...

Характеристики героев
Мария Стюарт

Мария Стюарт...

Характеристики героев
Юдифь

Юдифь...

Характеристики героев
Флоренс Домби

Флоренс Домби...

Характеристики героев
Душечка

Душечка...

Характеристики героев
Геновева

Геновева...

Характеристики героев
Маргарита Готье

Маргарита Готье...

Характеристики героев
Снегурочка

Снегурочка...

Характеристики героев
Джен Эйр

Джен Эйр...

Характеристики героев
Лиза Каталина

Лиза Каталина...

Характеристики героев
Гедда Габлер

Гедда Габлер...

Характеристики героев
Ахросимова Марья Дмитриевна

Ахросимова Марья Дмитриевна...

Характеристики героев
Гекуба

Гекуба...

Характеристики героев
Электра

Электра...

Характеристики героев
Франц Моор

Франц Моор...

Характеристики героев
Джулия Лэмберт

Джулия Лэмберт...

Характеристики героев
Ольга Мещерская

Ольга Мещерская...

Характеристики героев
Эгмонт

Эгмонт...

Характеристики героев
Ипполит

Ипполит...

Характеристики героев
Русалочка

Русалочка...

Характеристики героев
Моина

Моина...

Характеристики героев
Так уж мы устроены, что каждый мужчина хочет видеть рядом с собой идеал.

Так уж мы устроены, что каждый мужчина хочет...

Афоризмы про отношения / Афоризмы о мужчинах
Попрыгунья

Попрыгунья...

Характеристики героев
Прекрасное есть жизнь

Прекрасное есть жизнь...

Крылатые выражения
Луиза Миллер

Луиза Миллер...

Характеристики героев
Бэла

Бэла...

Характеристики героев
Эсмеральда

Эсмеральда...

Характеристики героев
Самое главное в жизни - воображение. Только оно помогает нам воспринимать мир таким, каким он никогда не будет, но такой, каким мы хотим его видеть

Самое главное в жизни - воображение. Только...

Статусы про жизнь
Татьяна

Татьяна...

Характеристики героев