Характеристики героев
72
Не нравится 0 Нравится

Чацкий



ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.

Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.

С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.

Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.

Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера, созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч. (в Петербурге и в Москве), крупные, незаурядные актеры — И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже всю пьесу, — были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863 году. В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин, С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно цельно, остро драматично. Но целая россыпь романтических красок и оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.

В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль В.Э.Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем, связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное. Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными героями новелл Гофмана.

В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял С.Ю.Юрский. Основная эмоция образа — искренняя, заполняющая всего героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное свойство характера — свободное дыхание, полная внутренняя непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими дополнительными соображениями житейского расчета. Ч. в спектакле Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера фантасмагорический характер.

Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Ч. как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

Лит.: Белинский В.Г. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях в стихах. Сочинение А.С.Грибоедова // Собр. соч. М., 1977. Т. 2; Гончаров И.А. Мильон терзаний // Собр. соч. М., 1955. Т. 8; Григорьев А.А. По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума» // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М., 1986; Флоринская Ю.Ф. Чацкий и Гамлет // А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Степанов Л.А. Действие, план и композиция «Горе от ума» // Проблемы творчества А.С.Грибоедова. Смоленск, 1994.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Хорь

Хорь...

Характеристики героев
Фамусов

Фамусов...

Характеристики героев
Софья

Софья...

Характеристики героев
Рудин

Рудин...

Характеристики героев
Молчалин

Молчалин...

Характеристики героев
Мирандолина

Мирандолина...

Характеристики героев
Вазир-Мухтар

Вазир-Мухтар...

Характеристики героев
Альцест

Альцест...

Характеристики героев
Ученье — вот чума; ученость — вот причина

Ученье — вот чума; ученость — вот причина...

Крылатые выражения
Умеренность и аккуратность

Умеренность и аккуратность...

Крылатые выражения
Служить бы рад, прислуживаться тошно

Служить бы рад, прислуживаться тошно...

Крылатые выражения
Скалозуб

Скалозуб...

Крылатые выражения
Свежо предание, а верится с трудом

Свежо предание, а верится с трудом...

Крылатые выражения
С чувством, с толком, с расстановкой

С чувством, с толком, с расстановкой...

Крылатые выражения
Французик из Бордо

Французик из Бордо...

Крылатые выражения
Там хорошо, где нас нет

Там хорошо, где нас нет...

Крылатые выражения
Рассудку вопреки, наперекор стихиям

Рассудку вопреки, наперекор стихиям...

Крылатые выражения
Рабское, слепое подражанье

Рабское, слепое подражанье...

Крылатые выражения
Пофилософствуй — ум вскружится

Пофилософствуй — ум вскружится...

Крылатые выражения
Поспорят, пошумят и разойдутся

Поспорят, пошумят и разойдутся...

Крылатые выражения
Послушай, ври, да знай же меру!

Послушай, ври, да знай же меру!...

Крылатые выражения
Шумим, братец, шумим!

Шумим, братец, шумим!...

Крылатые выражения
Шовинизм

Шовинизм...

Крылатые выражения
Ну, как не порадеть родному человечку?

Ну, как не порадеть родному человечку?...

Крылатые выражения
Не поздоровится от этаких похвал

Не поздоровится от этаких похвал...

Крылатые выражения
Молчалины блаженствуют на свете!

Молчалины блаженствуют на свете!...

Крылатые выражения
Молчалин

Молчалин...

Крылатые выражения
И вот — общественное мнение!

И вот — общественное мнение!...

Крылатые выражения
Злые языки страшнее пистолета!

Злые языки страшнее пистолета!...

Крылатые выражения
Завиральные идеи

Завиральные идеи...

Крылатые выражения
Есть от чего в отчаянье прийти

Есть от чего в отчаянье прийти...

Крылатые выражения
Да, водевиль есть вещь, а прочее все гниль

Да, водевиль есть вещь, а прочее все гниль...

Крылатые выражения
Герой не моего романа

Герой не моего романа...

Крылатые выражения
Гарпагон

Гарпагон...

Крылатые выражения
Всё врут календари

Всё врут календари...

Крылатые выражения
Век нынешний и век минувший

Век нынешний и век минувший...

Крылатые выражения
В деревню, в глушь, в Саратов!

В деревню, в глушь, в Саратов!...

Крылатые выражения
Ба! знакомые всё лица!

Ба! знакомые всё лица!...

Крылатые выражения
Амфитрион

Амфитрион...

Крылатые выражения
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

Александр Македонский герой, но зачем же...

Крылатые выражения
А судьи кто?

А судьи кто?...

Крылатые выражения
А потому, что патриотки

А потому, что патриотки...

Крылатые выражения
Наше сердце...

Наше сердце......

Афоризмы на каждый день