Характеристики героев
1338
Не нравится 0 Нравится

Аввакум



ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
(1672—1675)

Аввакум, протопоп — автобиографический герой и главный участник событий, изображенных в «Житии», судьба которого становится предметом повествования.

Одно из самых значительных произведений отечественной словесности, литературный памятник мирового значения, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» имеет сложную творческую историю. Работе над жизнеописанием предшествовал долгий подготовительный этап. В 1664—1671 гг. А. создавались автобиографические записки, частично использованные в «Житии», содержавшие свидетельства о борьбе старообрядцев за свои убеждения в годы церковных реформ.

Автобиография, известная по нескольким редакциям (две из них представлены автографами), сложилась как завершенное повествование только в 70-е гг. XVII столетия. Работа над «Житием» совпала с долгим заточением А. в земляной тюрьме Пустозерска.

«Житие» было задумано как важное общественное деяние, своеобразный манифест старой веры. Устные беседы А., обращенные к ближайшим «соузникам», приобрели форму развернутого монолога, страстной проповеди.

Однако этим значение «Жития» не ограничивается. Речь идет о памятнике высокого художественного уровня, произведении новаторском, опередившем свое время.

«Механическое» разграничение автора и героя «Жития» едва ли возможно. Специфика автобиографической прозы А. — в отказе от жестких требований житийного канона. В первую очередь это касается самого предмета повествования и системы образов. У А. происходит предельное сближение автора и героя.

Авторское отношение к происходящему заявляет о себе на всех этапах повествования, соотносится с изображением тех или иных персонажей, охватывает весь событийный ряд, отражается на выборе речевых средств, использовании художественных деталей. Оценочность проявляется даже в зарисовках природы.

На первый взгляд образ главного героя автобиографического повествования противоречив, лишен целостности. А. с помощью описания многочисленных чудес открыто свидетельствует о собственной святости. В некоторых случаях он проводит прямые аналогии с лицами священной истории: сравнивает себя с Авраамом у Мамврийского дуба, а в кульминационной сцене церковного собора недвусмысленно намекает на свое сходство с поруганным и распинаемым Спасителем. Однако нередко в «Житии» появляются покаянные формулы, беспощадные саморазоблачения, в духе завещания Ивана Грозного или царского послания в Кирилло-Белозерский монастырь: «...простите, Господа ради! Кто есмь аз? умерый пес!»; «Рекох и паки реку: аз есмь человек гредщик» блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной».

«Житие» представляет собой сложное художественное целое. «Традиционное идеализированное изображение героя», в соответствии с агиографическим каноном, «сталкивается с традиционным же изображением автора в уничижительных тонах, — обе эти противоположные тенденции соединяются и переплетаются так же, как в Аввакуме соединились одновременно герой и автор жития» (М. В. Меркулова).

Авторское начало заметно влияет и на композиционные приемы «Жития». Выдерживая в этом смысле основные требования агиографического канона: вступление, основная часть, содержащая эпизоды подвижнической биографии, и обязательные посмертные чудеса (у А. они заменены повестями о бесноватых), писатель строит автобиографию в соответствии с той логикой изображения событий, которую выбирает сам, не ориентируясь полностью на известные образцы. Вставные новеллы или лирические отступления, нарушающие последовательность повествования, забегание вперед или назад становятся устойчивым композиционным принципом.

Все отмеченные художественные особенности «Жития» служат формой выражения авторской идеи, соотнесены с раскрытием духовной эволюции автобиографического героя. В центре внимания — его судьба, его жизненный путь. Основной конфликт произведения — борьба Божеского и антихристова начал — сосредоточен в главной части «Жития», содержащей «летопись» странствий А.

Рассказ о странствиях героя предваряет экспозиция, краткая история детства А. Здесь символически намечается и общая тема повествования. В «сонном» видении «о трех кораблях» предсказывается сложный жизненный путь будущего поборника старой веры.

После описания тех несчастий, которые преследовали А. по вине бояр и «начальных» людей, следует стремительный переход к повествованию о противоборстве Никона и московских протопопов принадлежавших к кружку «ревнителей благочестия». Конфликт с Никоном, олицетворяющий, с точки зрения автора «Жития», силы зла, станет основным лейтмотивом произведения.

Центральная часть автобиографии посвящена «темничным» скитаниям и ссылке опального священника. Заключение А. в «палатке» Андроньева монастыря — первое испытание героя — эпизод необычайно важный в идейном отношении. Именно здесь определяется смысл духовного подвига А.: страдания для него — необходимое следствие борьбы, а небесная помощь убеждает в правильности сделанного выбора. Рассказ о столкновениях с Афанасием Пашковым становится главным эпизодом автобиографии. Конфликт с немилостивым воеводой, преследующим А., осложняется «богоборческим бунтом» героя, который в одну из самых тяжелых минут своей жизни обращается к Богу с упреком и обвинениями. Заступившись за несчастных вдов, А. стал жертвой Пашкова, намеревавшегося во время путешествия по бурной сибирской реке оставить протопопа и его семью на скалах, лишив их всякой помощи. «Бунт» искупается покаянием. С этого времени герой терпеливо выносит все издевательства Пашкова, проводит долгие дни заключения в Братском остроге, странствует вместе с отрядом воеводы; Пашков не перестает преследовать А., грозит ему расправой, избивает его.

Продолжению борьбы А. после возвращения из сибирской ссылки посвящены эпизоды, предваряющие заключительный рассказ о пустозер-ском заточении. Эти этапы биографии героя совпали с периодом его духовной зрелости. В сценах церковного собора перед нами человек, который не намерен изменять своим убеждениям даже под угрозой смерти, он давно преодолел сомнения; отрекаясь от самого себя, он сознательно идет на добровольное мученичество.

Тематика: герои;



Загрузка...
Похожие посты:
Судьба гвоздя

Судьба гвоздя...

Восточные притчи
Будда

Будда...

Буддийские притчи
Чимша-Гималайский Николай Иваныч

Чимша-Гималайский Николай Иваныч...

Характеристики героев
Человек подполья

Человек подполья...

Характеристики героев
Чайлд-Гарольд

Чайлд-Гарольд...

Характеристики героев
Флягин

Флягин...

Характеристики героев
Стойкий Оловянный Солдатик

Стойкий Оловянный Солдатик...

Характеристики героев
Сергий

Сергий...

Характеристики героев
Роберт Джордан

Роберт Джордан...

Характеристики героев
Отец Сергий

Отец Сергий...

Характеристики героев
Левин

Левин...

Характеристики героев
Зосима

Зосима...

Характеристики героев
Жиль Блаз

Жиль Блаз...

Характеристики героев
Дэвид Копперфилд

Дэвид Копперфилд...

Характеристики героев
Дмитрий Карамазов

Дмитрий Карамазов...

Характеристики героев
Гунадхья

Гунадхья...

Характеристики героев
Василий Тёркин

Василий Тёркин...

Характеристики героев
Багратион

Багратион...

Характеристики героев
Афанасий Пашков

Афанасий Пашков...

Характеристики героев
Аркадий Долгорукий

Аркадий Долгорукий...

Характеристики героев
Анастасия Марковна

Анастасия Марковна...

Характеристики героев
Работа адовая

Работа адовая...

Крылатые выражения
Поэт, не дорожи любовию народной

Поэт, не дорожи любовию народной...

Крылатые выражения
Человек есть общественное животное

Человек есть общественное животное...

Крылатые выражения
Огонь по штабам!

Огонь по штабам!...

Крылатые выражения
Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Крылатые выражения
Наш брат Исакий

Наш брат Исакий...

Крылатые выражения
Золотой век русской литературы

Золотой век русской литературы...

Крылатые выражения
Аристарх

Аристарх...

Крылатые выражения
Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на...

Афоризмы о жизни
Если размер не имеет значения, почему никто не производит семисантиметровых вибраторов?

Если размер не имеет значения, почему никто не...

Cтатусы про секс
Ни одна работа не отнимает у чиновника столько времени, сколько отчёт о проделанной работе!

Ни одна работа не отнимает у чиновника столько...

Статусы про людей
Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.

Революция — конец старой жизни, а не начало...

Афоризмы на каждый день
Мы держимся за свои сказки до тех пор, пока цена веры в них не становится слишком высокой.

Мы держимся за свои сказки до тех пор, пока...

Статусы про жизнь
Ничто не заменяет старой дружбы.

Ничто не заменяет старой дружбы....

Статусы про жизнь
Посмотри на часы. Стрелки бегут только вперед. А знаешь почему? Потому что прошлое уже не имеет никакого значения.

Посмотри на часы. Стрелки бегут только вперед....

Афоризмы о жизни