435
Не нравится 0 Нравится

Выбор есть всегда




Больше всего ученики любили истории Шо. Сам Учитель не давал никаких пояснений. «Всё равно у каждого есть мера разумения, — говорил он, — которой из большого достаётся горсть». Но Шо любил слушать, что после говорит эта «горсть».
После одной его притчи о безумце, пошедшем в пустыню разводить сад, ученики заспорили.
Гун сказал:
— Он — о мечте. И о мечтателе, создавшем чудный сад для тех, кто предпочёл разорить его.
Учитель Шо внимательно посмотрел на Гуна и медленно произнёс:
— Если ты называешь мечтателем… Создателя, то это очень смело. Но если твой мечтатель — человек, то это горько, не менее.
Гун склонил голову. Цы понял так:
— Лучше не пойти, чем не оправдать надежды.
Учитель Шо спросил его:
— А как тогда узнать?
Цы не нашёлся, что ответить. Вэй грустно оглядел всех:
— И мы — такие же бродяги, ищущие в пустыне свой сад и пытающиеся что-то сказать о нём тем, кто не хочет слышать.
Учитель спросил:
— Но можем ли мы ими не быть?
— Мы ли тогда виновны в том? — отвечал Вэй.
Учитель Шо предложил ответить Гуну. Гун спокойно спросил Вэя:
— И что?
Вэй не сдавался:
— Но тогда зачем?
— Так ли это важно? Мы уже есть. И именно такие, — держался своего Гун.
— Но друзья, — решился Цы, — по-вашему, выходит, что создатель сада не создавал садовников? А разве можно требовать у сосны, чтобы она приносила яблоки?
Гун улыбнулся:
— Ты далеко пойдёшь, Цы. Что ты делаешь среди нас, раз так точно знаешь всё о создателе?
— Если мы не станем задавать вопросы, то зачем мы? — спросил Вэй.
Никто ему не ответил, ибо сие было сочтено достойным завершением обсуждения. После обсуждения, однако, Цы о чём-то задумался и ходил таким весь последующий день. Наконец, он решился сказать о том, что его мучило, Учителю:
— У каждого человека есть свой предел. Во всём. С ним он рождается и его чувствует.
Дальше Цы не решился продолжать.
Шо улыбнулся ему, но ответил жёстко:
— Выбор есть всегда. Даже для того, кто родился идиотом среди идиотов и не хочет быть умным. Он может удивить всех, став хорошим.
Цы сначала оторопел, а после просиял. И поклонился Учителю.

Тематика: мудрость;